Pas de deux — одна из основных музыкально-танцевальных форм классического балета. Дуэт главных героев на фоне кордебалета, проникновенное лирическое объяснение (как правило, сопровождающееся скрипкой соло) или драматическая кульминация спектакля — именно его ждут зрители, чтобы насладиться высшим воплощением мастерства хореографа и солистов...
В инструментальной музыке большее распространение получил жанр концерта как «индивидуальная» (сольная) форма высказывания. Однако редкие обращения выдающихся композиторов к дуэтному варианту концертного жанра могут дать удивительные аналогии с балетными па де де как образцами гармоничного ансамблевого «контрапункта». Двойные концерты И.С. Баха, В.А. Моцарта и А. Шнитке прозвучат в концерте, остроумно названном организаторами «Па де де», в исполнении солистов и артистов оркестра Большого театра.
Среди инструментального наследия Баха сольные концерты чередуются с ансамблевыми. От привычной формы «concerto grosso», в котором группа солирующих инструментов (soli) противопоставлялась общей оркестровой массе (tutti), баховские концерты отличает большая свобода и равноправие сольных партий. Нередко Бах перерабатывал свои концерты для различных составов, приспосабливая их для наличествующих условий исполнения. Так, концерт до минор (BWV1060), изначально сочиненный в 1730-е гг. для двух клавиров, был переработан им для скрипки и гобоя и транспонирован на тон выше (тональность ре минор была более удобной для гобоев XVIII столетия). Обе сольные партии концерта в одинаковой мере виртуозны и музыкально выразительны: сочетание струнного и духового инструментов вносит тембровое разнообразие в гомофонно-полифоническое кружево музыкальной ткани.
Концерт Моцарта для двух фортепиано с оркестром KV 365/316a (1775-77) стал одним из последних сочинений, написанных в Зальцбурге перед долгожданной поездкой в Мангейм и Париж, на которую молодой Моцарт возлагал столько надежд. Композитор, видимо, предназначал его для себя и старшей сестры Наннерль (Марианны), которая также обладала незаурядным пианистическим талантом и в детстве часто выступала в дуэте с братом. Оба солиста здесь совершенно равноправны — как будто два неординарных собеседника ведут между собой диалог на живо интересующую обоих тему в сопровождении согласного «хора» камерного оркестра (оркестровая партия здесь более скромна, чем в других моцартовских концертах).
К сожалению, надежды не оправдались — Моцарт так и не получил ни одного крупного заказа. Тем временем в Париже заболела и скоропостижно скончалась его мать. Пришлось возвращаться в опостылевший провинциальный Зальцбург, где для князя-архиепископа графа Колоредо Моцарт был всего лишь чрезмерно возомнившим о себе слугой, а собственный отец стал отдаляться, не разделяя его стремления к свободному творчеству. Однако пребывание в Мангейме с его знаменитой на всю Европу капеллой, завязавшиеся знакомства с местными музыкантами принесли свои плоды. Была написана в том числе и Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром KV364 (1779). После Мангейма Моцарт живо заинтересовался этим столь популярным в XVIII веке жанром, соединившим черты «concerto grosso» с новыми закономерностями сонатно-симфонического цикла. В этом сочинении скрипку можно уподобить белым фигурам в шахматах — она первой излагает темы, ее звучание открывает новые части и разделы; однако ее главенство постоянно оспаривается альтом. А порой оба солиста объединяются, чтобы вступить в полуигровое соперничество с оркестром — эта многоуровневая «музыкальная беседа» и составляет суть концертной симфонии, ставшей одним из популярнейших моцартовских произведений.
В ХХ веке жанр ансамблевого концерта получил второе рождение. Отдельные формы и выразительные средства старинной музыки использовались композиторами «неоклассицизма» для конструирования совершенно нового музыкального мышления. Дальнейший путь привел музыкальное искусство к демонстративному погружению в тот или иной стиль (стилизации) либо к смешению различных стилей как осознанному художественному приему (полистилистике). Эти качества легли в основу творческого метода Альфреда Шнитке — одного из крупнейших отечественных композиторов конца прошлого столетия. Жанр «concerto grosso» привлек особое внимание композитора, в музыке которого прошлое и настоящее нередко становятся неотличимыми друг от друга.
Concerto grosso № 1 для двух скрипок, подготовленного фортепиано и струнных был написан в 1977 г. и впервые исполнен Г. Кремером и Т. Гринденко. Подобно Баху, Шнитке давал своей музыке разные обличья (фрагменты Concerto grosso позже органично вошли в музыку к известным художественным фильмам — «Агония», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Восхождение»). Структура концерта, состоящая из шести частей (Прелюдия, Токката, Речитатив, Каденция, Рондо, Постлюдия), на первый взгляд, возрождает барочную традицию темповых и динамических контрастов. Однако концерт объединен сквозной музыкальной идеей; на всем его протяжении двум солирующим скрипкам, олицетворяющим «голос человеческий», противопоставлено неестественно звучащее фортепиано как бесстрастный символ времени, «маятник бытия»...
В концерте принимают участие концертмейстеры оркестра Большого театра Инна Ли (скрипка), Владимир Скляревский (скрипка), Ольга Жмаева (альт), солист оркестра Александр Крылов (гобой), заместитель концертмейстера Людмила Херсонская (скрипка), артисты оркестра Екатерина Бутакова (скрипка), Вера Часовенная и Надежда Демьянова (фортепиано). Камерным оркестром театра дирижирует концертмейстер, организатор концертов Бетховенского зала Михаил Цинман.