«В сущности, стихи и музыка так близки друг другу...»
П. Чайковский — Н. фон Мекк
Второй концерт Алексея Гориболя из цикла, посвященного творчеству П.И. Чайковского, целиком отдан романсам.
Этот жанр занимает особое место в музыкальном наследии композитора. На протяжении всей творческой жизни обращался он к этому жанру: являясь своеобразным «лирическим дневником», романсы были и творческой лабораторией, в которой зарождались и крепли его оперные и симфонические замыслы.
С робких попыток музыкального «переложения» поэтических текстов начинает он свой композиторский путь. В романсах ор.6 молодой автор предстает уже зрелым мастером. Многочисленные вокальные произведения 1870-х гг. предвосхищают художественные образы и музыкальную драматургию «Евгения Онегина». По-своему перекликаются с другими жанрами творчества Чайковского и романсы «послеонегинского» периода; наконец, последний камерно-вокальный цикл (ор. 73), непосредственно предшествующий сочинению Шестой («Патетической») симфонии, обнаруживает удивительное образно-эмоциональное сходство с ней...
Чайковский обладал тонким чувством поэзии, глубоко ценил красоту метафор и мелодичность ритма стиха. «Поэзия и музыка не только родственны, но нераздельны... Все вековечные поэтические произведения, в сущности, песни», — мог бы сказать композитор вслед за Афанасием Фетом — одним из любимых своих поэтов, чья музыкальность восхищала его («Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант...»). При этом немало романсов — шедевров композитора обязаны своим появлением поэтам довольно скромного дарования. Но! стоило композитору почувствовать «эмоциональный нерв» стихотворения — и в горниле его творческой мысли второстепенная поэзия переплавлялась в нечто качественно иное.
Программа концерта представляет своего рода антологию романсового творчества композитора. Будут представлены все основные камерно-вокальные опусы: самый первый романс — «Мой гений, мой ангел, мой друг» на стихи Фета, написанный 17-летним Чайковским, тогда еще студентом училища правоведения; четыре романса op.6 (1869), в которых уже в полную силу проявилась его композиторская индивидуальность («Не верь, мой друг», «Ни слова, о друг мой», «Отчего?», «Нет, только тот, кто знал»); три произведения из op.16 (1872), в которых расширяется палитра жанров и выразительных средств; будут широко представлены романсы «предонегинского периода» (op. 25, 27 и 28), отмеченные напряженным поиском новых выразительных средств.
Соч. 38 и 47, написанные в конце 1870-х — начале 1880-х гг. и открывающие новую страницу творчества Чайковского, будут представлены романсами на стихи А.К. Толстого (его стихи становятся для композитора «...неисчерпаемым источником текстов под музыку») и обработкой итальянской народной песни («Pimpinella»). Из самого крупного собрания романсов (op. 60), отмеченного преобладанием «ночной» тематики, прозвучит элегия «Нам звезды кроткие сияли» на стихи А. Плещеева.
Романсы последнего периода жизни Чайковский объединяет в небольшие циклы, связанные одним поэтом и общим музыкально-поэтическим настроением. Прозвучат два романса из op. 63 на стихи К.Р. (великого князя Константина Романова), с которым Чайковский был в дружеских отношениях; три «французские» миниатюры из op. 65, посвященные певице Дезире Арто — когда-то невесте композитора, с которой он встретился двадцать лет спустя и «не упомянул ни слова о прошлом»; и два романса из последнего трагического цикла (op. 73) на стихи Д. Ратгауза (1893) — «Закатилось солнце» и «Снова, как прежде, один».
Романсы Чайковского исполняют солисты оперной труппы и артисты Молодежной оперной программы Большого театра.