Чайковский и Аренский

16.06.2015

Антон Аренский закончил Петербургскую консерваторию по классу Н.А. Римского-Корсакова, но затем, оказавшись в Москве (как и Чайковского, его пригласили преподавать в Московскую консерваторию), испытал сильное влияние музыки Чайковского, до конца жизни сохранив благоговение перед его личностью и творчеством. С большим вниманием и теплотой относился к младшему собрату по перу и Чайковский, горячо приветствуя первую оперу Аренского «Сон на Волге» («В нём настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка!», — писал он И. Всеволожскому).

Квартет № 2, посвященный памяти Чайковского, интересен необычным составом: это скрипка, альт и две виолончели. Преобладание виолончельного тембра связано с общим сумрачным характером «мемориального» квартета, который продолжает традиции камерно-инструментальной музыки Чайковского. Наиболее яркая его часть — средняя — представляет собой вариации на тему «Легенды» Чайковского из Шестнадцати песен для детей соч.54 («Был у Христа младенца сад»); сдержанная скорбь хоральной мелодии достигает у Аренского большой драматической силы. Эту часть композитор впоследствии переработал в отдельное сочинение («Вариации на тему Чайковского»), с которым в последний раз выступил перед публикой накануне своей смерти в 1904 г.

Во втором отделении прозвучит струнный секстет Чайковского «Воспоминание о Флоренции».
Еще в середине 1880-х гг. в ответ на избрание почетным членом Петербургского общества камерной музыки у композитора возникает намерение написать сочинение в этом жанре. К 1887 г. Чайковский окончательно определился с составом (струнный секстет). К новому для себя «творческому заданию» он отнесся с величайшей ответственностью — «Пишу с невероятной натугой, меня затрудняет не недостаток мыслей, а новость формы. Нужно шесть самостоятельных и притом однородных голосов. Это невероятно трудно» (из письма брату Модесту).

К сочинению секстета Чайковский приступил летом 1890 г., вскоре после возвращения из Флоренции, где невероятно быстро (за сорок четыре дня!) была сочинена «Пиковая дама». Мысли об этом, столь дорогом для себя месте, владели Чайковским и во время работы над секстетом, в котором музыкальная атмосфера «Пиковой дамы» органично синтезировалась с мотивами итальянского и русского фольклора. Чайковский остался неудовлетворен законченным произведением и еще в течение почти двух лет дорабатывал секстет, основательно переделав две последние части. Премьера «Воспоминания о Флоренции» состоялась в ноябре 1892 г. в Петербурге.

Сочинения Аренского и Чайковского прозвучат в исполнении солистов-концертмейстеров струнной группы оркестра Большого театра Михаила Цинмана (скрипка), Михаила Ковалькова (альт) и Петра Кондрашина (виолончель), заместителя концертмейстера Людмилы Херсонской (скрипка) и артистов оркестра Дмитрия Усова (альт) и Степана Худякова (виолончель).