В Большом театре очень часто ставились оперы и балеты Сергея Прокофьева. К сожалению, бóльшая часть премьер состоялась уже после смерти композитора. Но многие спектакли Большого («Золушка», «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке», «Семен Котко», «Игрок», «Обручение в монастыре») заняли самое почетное место в истории прокофьевского музыкального театра.
Концерт Молодежной оперной программы, однако, будет посвящен преимущественно вокальной лирике Прокофьева – области его творчества, все еще непростительно малознакомой как публике, так и самим певцам. Слушателям будет представлена своеобразная антология, отражающая все стадии его композиторской эволюции.
Ранняя вокальная лирика интересна обращением к творчеству двух выдающихся современников – Константина Бальмонта и Анны Ахматовой.
С Бальмонтом композитор познакомился в 1916 г. Именно тогда поэт преподнес «Ребенку богов, Прокофьеву» знаменитый сонет:
Ты солнечный богач. Ты пьешь, как мед, закат.
Твое вино — рассвет. Твои созвучья, в хоре,
Торопятся принять, в спешащем разговоре,
Цветов загрезивших невнятный аромат.
«В Прокофьеве много свежести и тех простых, совершенно неожиданных очарований, - писал Бальмонт, - которые мы с детской радостью узнаём и встречаем в Природе...». Но символистская, наполненная таинственным, «магическим» обаянием бальмонтовская лирика привлекла юного композитора гораздо раньше – еще в 1907 г. он написал два женских хора на его стихи. Первый романс Прокофьева - «Есть другие планеты», соч. 9, № 1 (1910 г.) - также написан на стихи Бальмонта. Он был исполнен четыре года спустя после написания замечательной камерной певицей, «жаворонком Серебряного века» Анной Жеребцовой-Андреевой, талантом которой восхищались Римский-Корсаков и Глазунов.
К Бальмонту Прокофьев снова обратился в «Пяти стихотворениях», соч.23, написанных в 1915 г. (в концерте прозвучит ироничный «Кудесник» на слова Н. Агнивцева из того же опуса). А последний раз поэтическая муза Бальмонта привлекла композитора в начале 1920-х гг., когда они оказались соседями на атлантическом побережье Франции.
«Пять стихотворений Константина Бальмонта», соч. 36 принадлежали к тем редким произведениям, которые необычайно ценил сам Прокофьев (прозвучат открывающее цикл огненно-мистическое «Заклинание воды и огня» и завершающий его романс «Столбы»). Одновременно композитор работал над Третьим фортепианным концертом, под впечатлением которого Бальмонт написал следующие строки:
Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатуры слов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками.
Расплавленной руды взметенная река.
И все же высшим достижением вокальной лирики раннего Прокофьева стал цикл «Пять стихотворений Анны Ахматовой», соч. 27 (1916 г.), исполненный в разгар революционных событий Зинаидой Артемьевой (ученицей Жеребцовой-Андреевой и впоследствии – тоже известным педагогом). Композитор отобрал стихотворения из первых сборников Ахматовой - «Вечер» (1912 г.) и «Четки» (1914 г.) – после первого о ней заговорили, второй принес ей уже всероссийскую известность. Создававшийся одновременно с оперой «Игрок», фортепианным циклом «Мимолетности» и «Классической» симфонией, ахматовский цикл открыл страницу подлинной лирики в творчестве Прокофьева, «покоряющей чистотой и силой чувства» (Л. Михеева).
Во многом автобиографическим можно считать одно из самых оригинальных сочинений Прокофьева 1910-х гг. – музыкальную сказку «Гадкий утенок», соч.18 (1914) для голоса и фортепиано. Композитор напрямую «озвучивает» прозаический текст Андерсена, идя по стопам великих русских «экспериментаторов» в области слова и музыки – Даргомыжского и Мусоргского. Широко известно замечание, сделанное после премьеры Максимом Горьким - «А ведь это он про себя написал, про себя!». Первое исполнение состоялось в 1915 г. Первыми исполнителями стали опять-таки Анна Жеребцова-Андреева и сам Сергей Прокофьев.
«Пять песен без слов», соч. 35 сочинялись непосредственно вслед за бальмонтовскими романсами для другой выдающейся исполнительницы – Нины Кошиц, которой мы обязаны последними романсами Рахманинова (соч.38). Их исполнение и послужило Прокофьеву импульсом для создания собственного ахматовского цикла. В эмиграции Н. Кошиц проявила большой интерес к творчеству Прокофьева, участвовала в премьере оперы «Любовь к трем апельсинам» в Чикаго и в концертном исполнении фрагментов оперы «Огненный ангел» в Париже. «Пять песен» более известны в авторском скрипичном переложении («Пять мелодий для скрипки и фортепиано», соч. 35 bis); тем свежее звучат они в оригинальном варианте, в котором яснее ощущаются переклички с французским музыкальным модерном.
Второй - «советский» - период жизни Прокофьева характерен обращением к жанру сольной и хоровой массовой песни. Впрочем, композитор с азартом открывал для себя новые горизонты – и потому с такой неподдельной свежестью звучат у него обработки народных напевов в «Песнях наших дней» (1937 г.).
Совсем иной, мальчишески озорной Прокофьев (таков он и в «Гадком утенке») предстает в трех детских песнях, соч. 68 (1935 г.). Из них «Болтунья» на стихи А. Барто еще при жизни композитора приобрела особенную и заслуженную популярность.
Романсы на стихи А. Пушкина, соч. 73 были написаны в 1937 г. – в год столетнего юбилея со дня смерти поэта. «Юбилейным экстазом» была охвачена вся советская культура – театры планировали постановки, режиссеры снимали экранизации, композиторы по-новому воплощали пушкинские сюжеты. К сожалению, ни один из крупных пушкинских проектов с участием Прокофьева - спектакли «Евгений Онегин» в Камерном театре Таирова и «Борис Годунов» в театре Мейерхольда, художественный фильм «Пиковая дама» М. Ромма (в концерте будет исполнен отрывок из музыки к этому фильму) - так и не состоялся: бдительная советская цензура беспощадно боролась с «призраками формализма». Романсы Прокофьев, однако, писал не по заказу, а по собственному «почину». В них отразился «отпечаток просветленно-спокойного, можно сказать — пушкинского состояния духа» (А. Сохор). А первой исполнительницей их стала жена композитора певица Лина Любера.
В конце Великой Отечественной войны композитор обращается к русскому фольклору и создает свободные обработки народных песен (соч. 104 и 106). Дуэт «Всякий на свете-то женится» позже вошел в оперу «Повесть о настоящем человеке».
В концерте также прозвучат отрывки из других сочинений Прокофьева конца1930-х – начала 1940-х гг.: кантаты «Александр Невский» (хор «А и было дело на Неве-реке») и оперы «Война и мир» (первая картина).
Одним из бесспорных «шлягеров», которые вошли в программу концерта, является ироничная прокофьевская обработка популярного в XIX веке романса «Стонет сизый голубочек» из музыки к фильму «Поручик Киже», соч. 60, (1934 г.). (Ее, кстати, сделала своей заставкой кинокомпания СТВ).
В концерте примут участие артисты Молодежной оперной программы Большого театра Екатерина Морозова, Анастасия Барун и Марта Данусевич (сопрано); Евгения Асанова и Василиса Бержанская (меццо-сопрано); Константин Сучков, Александр Киреев и Илья Кутюхин (баритоны); Даниил Чесноков и Александр Рославец (басы).
Также публика услышит солистов оперной труппы Большого, выпускников Молодежной программы Ольгу Кульчинскую (сопрано) и Богдана Волкова (тенор); приглашенных солистов театра, обучавшихся в МОП, - Бориса Рудака и Сергея Радченко (тенора);
приглашенную солистку театра Юлию Меннибаеву (меццо-сопрано) и выпускника МОП
Григория Шкарупу (бас).
Партию фортепиано исполнят пианисты-концертмейстеры МОП лауреат международных конкурсов Елизавета Дмитриева, дипломант всероссийского и международного конкурсов Елена Бурова; а также пианист и композитор, заслуженный артист России Александр Покидченко.
Концерт ведет музыковед Ирина Башкирева.