Вечер музыки эпохи барокко

03.03.2019

Начало весны – переменчивое, хрупкое, тревожное… В эти дни музыканты оркестра Большого театра приглашают слушателей совершить вместе с ними необычное и таинственное «погружение» – в прекрасную, далекую, страстную, изысканную и задающую множество вопросов эпоху барокко.

Внимательный слушатель, заглянув в программу концерта, обратит внимание на то, что в названиях большинства ее произведений фигурирует словосочетание «basso continuo». Basso continuo (с итальянского – «непрерывный бас»), или генерал-бас – одно из ведущих понятий в музыке барокко. Так называется особый принцип, сложившийся в музыкальном искусстве XVII – первой половины XVIII вв. и подразумевавший способ записи и «расшифровки» многоголосного музыкального произведения: композитор записывал нотами не всю музыкальную ткань, а лишь ее басовый голос, сопровождая его цифрами, особым образом обозначающими созвучия и аккорды. Таким образом, записывалась только общая «канва» произведения, а исполнитель строил его фактуру со всеми ее тонкостями согласно своему вкусу и мастерству. Особенно искусные и опытные музыканты обладали умением играть партию basso continuo без предварительной подготовки, «в реальном времени», так что их игра была настоящей импровизацией. Этот принцип музыкальной организации был в эпоху барокко настолько всеохватным, что за ней также закрепилось название «эпоха генерал-баса».

Принцип импровизации, вариативности касался не только манеры игры, но и выбора инструментального состава произведений. Так, партия упомянутого континуо могла исполняться как на клавесине, так и на органе или органе-позитиве, а бас мог дублироваться каким-либо низким инструментом – как правило, виолончелью или фаготом. Выбор состава солистов также часто мог оставаться «на откуп» исполнителям, и бывало, что произведение могло вообще не содержать никаких точных сведений о том, какие инструменты должны его исполнять. Пример этому – три сонаты, которые прозвучат в сегодняшнем концерте, авторства Дарио Кастелло, скрипача капеллы базилики святого Марка в Венеции, которой руководил великий Клаудио Монтеверди. Кастелло оставил 29 сонат, обозначенные им как «Sonate сoncertate in stil modernо» (в буквальном переводе - «концертные сонаты в современном стиле»). Под «современным стилем» подразумевалось как раз революционный в то время стиль экспрессивной и яркой музыки для солиста и континуо, противопоставляемый «старинной» хоровой полифонии строгого письма. Состав инструментов, задействованных в сонатах Кастелло, не указан, поэтому музыканты Большого выбрали «в компанию» к basso continuo (в нашем концерте это клавесин) инструменты по своему вкусу: в одном случае – скрипку соло, в другом – флейту и альт, а в третьем – скрипку и валторну.

Еще один пример барочной сонаты в нашей программе – трио-соната Георга Филиппа Телемана, музыканта неистощимой творческой энергии, успех которого при жизни был настолько велик, что современники ставили его выше И. С. Баха и Г. Ф. Генделя (оба из которых, впрочем, были его друзьями, а для одного из сыновей Баха он стал крестным отцом). Композиторское наследие Телемана – больше, чем все сочинения Баха и Генделя, вместе взятые. Кроме того, он руководил крупнейшими оркестрами в самых разных городах Германии, основал один из первых музыкальных журналов, а также был известен как поэт.

В трио-сонате Телеман указывает необходимый состав исполнителей: флейта, скрипка и чембало (итальянское название клавесина). Хотя название «трио-соната» предполагает большую самостоятельность и выразительность каждого из трех голосов и, в принципе, теоретически возможна для исполнения на любых трех инструментах (или даже на одном: широко известны шесть трио-сонат для органа И.С. Баха). Сочинение соответствует всем «канонам» барочной сонаты: она состоит из четырех частей, расположенных по принципу контраста характера и темпа, среди которых находится место и эффектным быстрым пьесам концертного характера, и «графичным» танцевальным ритмам, и изысканно-печальному Adagio.

Говоря о жанре сонаты, нельзя обойти вниманием и ее сольную разновидность. Ее в нашем вечере представит Пассакалия для скрипки соло Генриха Игнаца Франца фон Бибера, австрийского композитора и скрипача. Бибер наиболее известен как автор цикла «Rosenkranzsonaten» («Сонаты святого Розария», или, в другом варианте – «Сонаты-мистерии»), состоящего из 15 небольших скрипичных сонат и пассакалии. Каждая из сонат посвящена какому-либо евангельскому событию, а завершающая весь цикл Пассакалия носит название «Ангел-хранитель». Во всех пьесах, кроме первой (сонаты «Благовещение») и последней (Пассакалии), используется оригинальный прием скордатуры, т.е. изменения привычного строя струн скрипки, что придает им особый колорит, невозможный без подобных манипуляций, и беспрецедентную техническую сложность. Все сонаты вместе представляют собой единую символическую «картину», что соответствует их таинственному названию – «Мистерии».

Помимо различных разновидностей сонаты, в эпоху барокко возник еще один музыкальных жанр, который впоследствии стал одним из ведущих во все последующие эпохи. Это жанр концерта, причем в тот период «бок о бок» существовали два его вида: концерт для сольного инструмента с оркестром и непосредственно оркестровый концерт (или concerto grosso). Примеры последнего откроют и закроют первое отделение. Жанр concerto grosso возник в Италии второй половины XVII века, и основывается не на противопоставлении солирующего инструмента с общей оркестровой массой, а на сопоставлении звучания двух групп оркестра – всего его состава (ripieno) и группы солистов (concertino). Concerti grossi Арканджело Корелли стали первым совершенным образцом этого жанра. Они состоят из большого количества частей – от четырех до семи – не считая небольших медленных связок между ними, и сохраняют единство тональности на протяжении всего концерта. Перу Корелли принадлежат двенадцать концертов – так же, как и перу его ученика Пьетро Локателли, выдающегося скрипача и новатора в области скрипичной техники и выразительности, которые впоследствии оказали непосредственное влияние на таких виртуозов, как Н. Паганини и Р. Крейцер.

Концерт для солирующего инструмента, одного или нескольких, в сопровождении оркестра будет представлен двумя авторами. Первый из них, Иоганн Фридрих Фаш – современник И.С. Баха, при жизни высоко им оцененный – был капельмейстером принца Ангальт-Цербстского. Помимо масштабной композиторской деятельности, Фаш также преуспел в организаторской деятельности: он учредил в Лейпциге общество «Collegium musicum», которое, наряду с аналогичными организациями в других городах Германии, играли существенную просветительскую роль и были центрами культурной жизни страны. В программе вечера – трехчастный концерт И. Ф. Фаша для солирующей, невероятно красиво сочетающейся, «пары» – скрипки и гобоя.

Особое место в истории жанра концерта отведено, несомненно, Антонио Вивальди. Концерт соль минор RV 578 входит в цикл из двенадцати концертов для струнных инструментов «Гармонические вдохновения». Этот цикл стал первым напечатанным собранием концертов Вивальди, и стал объектом тщательного изучения И. С. Бахом: три концерта он переложил для клавира соло, один – для четырех (!) клавиров, а два – ля минор и ре минор – для органа. Все эти транскрипции стали широко известными и исполняемыми. Четырехчастный соль-минорный концерт предназначен для целых трех солистов: двух скрипок и виолончели – что приближает его к жанру concerto grosso.

Еще один концерт Вивальди – RV 443 – особенно интересен тем, что солирующий инструмент в нем – крайне редко используемая сольно флейта-пикколо. Разумеется, при жизни Вивальди он, как и другие два его флейтовых концерта, исполнялись не на современной «пикколке»: в нотах указан инструмент flautino (самая высокая из разновидностей блокфлейты – сопранино) или ottavino (какая-то из разновидностей малой поперечной флейты).

В концерте примут участие Игорь Цинман, Артем Руденко, Валерия Арзуманова, Алексей Колбин, Яна Неустроева (скрипка), Дмитрий Усов (альт), Петр Кондрашин, Арсений Безносиков (виолончель), Софья Беляева (гобой), Наталья Береславцева (флейта), Артур Арзуманов (валторна), а также Дарья Борковская (клавесин), Дмитрий Плотников (фагот), Ася Гречищева (теорба, лютня), Олег Воробьев (ударные), Иван Саенко (альт) и Олег Трусов (контрабас).

Наталия Абрютина