В программе очередного концерта цикла «Оркестр Большого театра в лицах» - сочинения, казалось бы, несочетаемые. Семейство Бахов – и Оливье Мессиан, один из самых радикальных новаторов музыки ХХ века. «Безоблачный» мир камерной музыки барокко – и сочинение, написанное в разгар мировой войны, в лагере для военнопленных… Впрочем, общих предпосылок у этой музыки больше, чем может показаться на этот первый взгляд.
Лейпцигский кантор, как и его сын, писали музыку по «служебной необходимости» либо в знак признательности высоким покровителям, в некоторых случаях – как подарок знакомым музыкантам, таким образом, каждый раз цель сочинения была скорее утилитарной. Мессиан же, ощущая себя беспомощным свидетелем разрастающейся всемирной трагедии, писал «Квартет на конец времени» с одной целью – наполнить смыслом свое существование в плену. Выбор инструментов был ограничен – использовались те, что оказались под рукой. А исполнителями и слушателями стали его товарищи по несчастью. Сочиняя очередную сонату, Бах едва ли задумывался о том, какая судьба ждет ее спустя три столетия, он, прежде всего, беспокоился, понравится ли она заказчику. Мессиан понимал, что в виртуозно-техническом отношении (равно как и в музыкальных средствах) произведение должно быть весьма скромным. И едва ли предполагал, что оно станет одним из самых его известных сочинений, более того, своеобразным музыкальным символом той страшной эпохи.
Три сонаты для флейты и клавесина (BWV1030-1032) были написаны Бахом, вероятно, в первой половине 1730-х гг. в Лейпциге. Соната ми-бемоль мажор известна, прежде всего, средней частью (Сицилианой), которая существует и в виде сольной клавирной пьесы. Возможно, авторство сонаты (как и некоторых других флейтовых сочинений, приписываемых Баху) принадлежит его сыну Филиппу-Эммануэлю, либо является плодом их совместного творчества. Бóльшую часть жизни «младший» Бах прослужил прусскому королю Фридриху Великому – настоящему музыкальному знатоку и профессиональному композитору, любимым инструментом которого была флейта.
А вот соната соль минор К.Ф. Э. Баха, наоборот, как раз приписывалась ранее его отцу (она значится в каталоге сочинений И.С. Баха под номером BWV1020), и только недавно было установлено ее подлинное авторство. В оригинале она написана для скрипки, но сегодня чаще исполняется на флейте – в партии солиста отсутствуют какие-либо специфические особенности скрипичной техники (в данном концерте прозвучит ее редакция для гобоя и фортепиано). Год ее написания (1734) совпадает с временем написания флейтовых сонат Бахом-отцом, что также дает повод предположить, что работали они вместе.
Оригинальная соната для гобоя и клавесина была написана К.Ф. Э. Бахом годом позже. В то время двадцатилетний музыкант покидает Лейпциг и дом своего великого отца, чтобы продолжить изучать право в университете Франкфурта-на-Одере (три года спустя он защитит диплом, чтобы навсегда забыть о нем и полностью посвятить себя музыке). Но в музыке и структуре сонаты (которая, кстати сказать, была опубликована только в середине ХХ века) стиль барокко заметно преобладает над «новым стилем» - предвосхищением классицизма, одним из родоначальников которого Карл Филипп Эммануил Бах стал позднее.
Произведения отца и сына Бахов прозвучат в исполнении солистов оркестра Большого театра – заслуженного артиста России Сергея Лысенко и Галины Эрман. Партию фортепиано исполнит лауреат международных конкурсов Яков Кацнельсон.
В начале Второй мировой войны лидер авангардного музыкального объединения «Молодая Франция» Оливье Мессиан поступает на военную службу санитаром. Поражение, которая потерпела Франция, застает его в лагере для военнопленных. Стремление сохранить, находясь в плену, свое человеческое достоинство вылилось в непреодолимую тягу к творчеству. Он выпросил у немецкого офицера нотную бумагу и для имеющегося состава музыкантов (фортепиано, скрипка, виолончель и кларнет) написал квартет. Его первыми исполнителями и слушателями оказались узники лагеря (впервые сочинение прозвучало 15 января 1941 г). «Никогда позднее меня не слушали с таким вниманием и таким пониманием», - вспоминал композитор.
Название квартета отсылает нас к книге Откровения Иоанна Богослова, вдохновлявшей Мессиана в условиях тотальной разрушительной войны. Однако не мрачные образы смерти господствуют в этом сочинении. Оно овеяно божественным светом, небесной тишиной, с которой косвенно связана и «вставная» часть «Бездна птиц» (пьеса для кларнета соло, написанная в 1939 г.). Эпиграфом ко всему произведению служат строки из Откровения: «И увидел я ангела, полного сил, спускающегося с неба и одетого в облако с радугой на голове. И лицо его было как солнце, а ноги - как огненные колонны. Он поставил правую ногу на море, левую - на землю, поднял руку и обратился к тому, кто живет во веки веков, и сказал: не будет больше времени, но при звуках трубы седьмого Ангела тайна Божия свершится». Квартет можно трактовать как цепь религиозных медитаций, имеющих своей вершиной растворение в тихой, проникновенной молитве Эпилога («Хвала бессмертию Иисуса»)…
«Квартет на конец времени» прозвучит в исполнении солиста оркестра Большого театра, лауреата международного конкурса Сергея Петрова, заместителя концертмейстера группы скрипок, лауреата международных конкурсов Александра Майбороды и концертмейстера группы виолончелей, лауреата всероссийского и международного конкурсов камерных ансамблей Бориса Лифановского. Партия фортепиано – Яков Кацнельсон.
Концерт ведет музыковед Ирина Башкирева.