«Поэзия ночи и дня, земли и неба»

10.11.2016

«Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию».
Клод Дебюсси


Уже третий раз в Бетховенском зале Большого театра выступает один из ведущих камерных ансамблей России. Государственный струнный квартет имени М.И. Глинки был основан в 1994 г. солистом оркестра Большого театра заслуженным артистом России Олегом Смирновым. В него вошли талантливые музыканты – лауреаты российских и международных конкурсов. Первые же выступления квартета вызвали самый горячий прием у публики и лестные отзывы российской и зарубежной прессы. Не менее высокую оценку получил он у выдающихся музыкантов, с которыми сотрудничал (а среди них были Н. Петров, Э. Вирсаладзе, Д. Крамер, Н. Штаркман, Т. Алиханов, М. Яшвили, Т. Гринденко, Дж. Норман). Как отмечал композитор Андрей Эшпай, игра квартета «поражает глубокой интерпретацией, тщательностью отделки, проработкой мельчайших деталей и редким умением добиться стройности формы».

«Государственный» статус квартет обрел в 2000 г. Его участники получили право играть на инструментах из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки. В настоящее время сложился следующий состав квартета: бывший концертмейстер камерного ансамбля «Солисты Москвы» заслуженный артист России Степан Якович (первая скрипка), бывший концертмейстер камерного оркестра «Kremlin» Владислав Безруков (вторая скрипка), лауреат международного конкурса Лев Серов (альт) и Олег Смирнов (виолончель).

В программе концерта прозвучит французская камерно-инструментальная музыка 1890-1900-х гг.

Французского композитора Эрнеста Шоссона, жизнь которого трагически оборвалась в самом расцвете творческих сил (на 46-м году жизни он получил смертельную травму, упав с велосипеда) справедливо называют предтечей французского импрессионизма. Ученик Жюля Массне и Сезара Франка, испытавший в молодости сильное влияние Рихарда Вагнера, Шоссон постепенно выработал индивидуальный стиль, в котором наметился переход от романтизма к большей свободе музыкального мышления, к тембровой красочности и гармонической изысканности. Блестящий артистический салон Шоссона посещала музыкальная, поэтическая и художественная элита Парижа (Г. Форе, П. Виардо, И. Альбенис, Э. Изаи, К. Моне). Там произошла знаменательная встреча Стефана Малларме и Клода Дебюсси – последний очень дорожил дружбой с Шоссоном, считая его своим наставником и «старшим братом в искусстве». К сожалению, нашей публике творчество Шоссона практически неизвестно (исключение составляет его «Поэма» для скрипки с оркестром, сочиненная для выдающегося скрипача Эжена Изаи).

Дружба с Изаи стала побудительным мотивом и для сочинения Концерта для скрипки, фортепиано и струнного квартета (1889-1891 гг.). Композитор так и не выполнил просьбу артиста сочинить для него «полномасштабный» скрипичный концерт, но, фактически, это четырехчастное камерное сочинение, построенное по «классическим» канонам, действительно слушается как концерт, в котором скрипке аккомпанируют фортепианно и струнный квартет. Тембровую однородность концерта, лишенного оркестровой звучности, можно уподобить черно-белой гравюре. Она только подчеркивает тонкую, неброскую красоту его музыки.

В исполнении этого концерта Шоссона примут участие Дмитрий Косолапов(скрипка) и лауреат I Международного конкурса им. С. Рихтера Яков Кацнельсон (фортепиано).

Струнный квартет Клода Дебюсси был закончен в 1893 г. Молодой композитор, только входивший в круг артистической богемы Парижа, хотел посвятить его Шоссону, но старший мэтр раскритиковал это сочинение. Позже квартет был посвящен Э. Изаи, который впервые исполнил его с другими музыкантами 29 декабря того же года.

Это были годы, когда формирование самобытной индивидуальности Дебюсси завершилась оркестровой «Прелюдией к послеполуденному отдыху Фавна» (по стихотворению С. Малларме). Позади остались пребывание в Италии, «паломничество» в вагнеровский Байройт, пребывание в России (в качестве домашнего пианиста Н.Ф. фон Мекк, хотя музыка композиторов «Могучей кучки» вдохновляла французского композитора гораздо больше, чем творчество боготворимого ею Чайковского) и впечатления от Всемирной выставки 1889 г., где парижане впервые услышали звучание индонезийского этнического оркестра «Гамелан». В салонах Шоссона и Малларме Дебюсси знакомится с духом новой художественной эпохи, постигая эстетику символизма и импрессионизма.

Формально квартет также написан в традиционном ключе (единственное произведение, в котором Дебюсси придерживается формы сонатно-симфонического цикла, первая часть квартета представляет единственный пример «сонатного Allegro» в его творчестве). От первых слушателей не ускользнуло «влияние молодой России» (в третьей части заметны звуковые аналогии с музыкой Бородина и Мусоргского), равно как и увлечение Дебюсси «восточными» ладами. Однако в целом квартет стал одним из первых сочинений, в котором гений будущего создателя «Фавна» и «Пеллеаса» проявил себя в полную силу.

Струнный квартет Мориса Равеля, сочиненный в 1903 г. в качестве экзаменационной работы студента Парижской консерватории, экзаменационной комиссией был встречен прохладно, но получил широкое признание публики и стал одним из первых произведений, выдвинувших Равеля в ряды самых значительных французских композиторов. «Надо запомнить имя Мориса Равеля: это имя мастера сегодняшнего дня», - так заключил свою рецензию на премьеру квартета музыкальный критик «Mercure de France» Ж. Марно. «Во имя Бога Музыки и моего собственного, не меняйте ничего в Вашем Квартете», - писал Равелю его старший современник К. Дебюсси.

Струнный квартет самого Дебюсси отчасти послужил образцом для молодого композитора (как и отдельные черты стиля Г. Форе – учителя Равеля, которому и посвящен квартет). Вместе с тем, музыка квартета отмечена яркой индивидуальностью автора, узнаваемой буквально с первого такта. Классическая ясность и прозрачность звучания сочетается в нем со свойственной Равелю гармонической и ритмической свободой, разнообразием фактуры и штрихов струнных инструментов. «В моем Фа-мажорном квартете, - пишет самокритичный композитор в «Автобиографии», - определенная структура музыкального произведения была еще, быть может, не полностью осуществлена, но замысел ее выступает в нем гораздо более четко, чем в предыдущих моих произведениях».