Дань восхищенного уважения к Георгию Свиридову нашла отражение уже в самом названии концерта. «Любовь святая» – это хор из его музыки к трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович», написанной в 1973 г.
Небольшая зарисовка «Повстречался сын с отцом» на слова Александра Прокофьева, с которой начнется первое отделение, входит в цикл Свиридова «Пять стихотворений на слова русских поэтов». В этом цикле композитор обращается и к советским поэтам Александру Прокофьеву и Сергею Орлову, и к своим любимым авторам-классикам Александру Пушкину и Сергею Есенину.
Творчеству гения русского «золотого века» Свиридов посвятил знаменитый «Пушкинский венок». В концерте прозвучит один номер из этого произведения – пьеса «Зорю бьют». В ней Свиридов создает музыкальную аллюзию на одну из сцен «Пиковой дамы» П. Чайковского. Поздним вечером Герман один в казарме. Ему слышится пение хора, отпевающего убитую графиню. Вдалеке труба и барабан играют зорю. В пьесе Свиридова на воображаемые голоса певчих и «трубный сигнал» (солирующее сопрано) накладывается декламация пушкинского стихотворения. Неожиданно оно приобретает чрезвычайно современное звучание.
А далее – «Ты запой мне ту песню, что прежде...» – следует хор из цикла «Два хора на слова Сергея Есенина». Эта скромная по выразительным средствам, сдержанного характера музыка удивительным образом «попадает в тон» к стихотворению Есенина.
В поздние годы Георгий Свиридов тяготел к духовной тематике. В числе последних опусов композитора – «Песнопения и молитвы», написанные на богослужебные тексты. Одно песнопение, которое будет исполнено в концерте, названо фразой из Акафиста Пресвятой Богородице – «Странное Рождество видевше». Другое – «Из Ветхого Завета» – написано на тексты двух библейских псалмов. В хоровом прочтении Свиридова слова древних молитв приобретают необыкновенный объем и красочность, но сохраняют свой строгий и возвышенный строй.
Древнерусский знаменный распев является истоком одного из самых известных произведений Свиридова – «Три хора к трагедии «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого». Музыка создавалась для постановки Малого театра с блистательным Иннокентием Смоктуновским в роли царя Федора. В одном из хоров («Покаянный стих») звучит подлинная музыка эпохи Ивана Грозного – стихира русского распевщика священника Федора Христианина.
«Свиридовскую» часть программы завершит кантата на народные слова «Курские песни». Родившийся в Курске композитор запечатлел в ней знакомые с детства интонации. В произведении использован своеобразный «курский» звукоряд, строящийся по четырем целым тонам. Контрастные по жанрам песни (протяжная, свадебная, лирическая, плясовая) повествуют о жизни молодой девушки со всеми ее радостями и горестями.
Музыка Павла Чеснокова украшает программы многих хоровых коллективов. Исполнителей привлекает ее ярко выраженная эмоциональность и естественность хорового изложения. Многие годы Чесноков был руководителем церковных и светских хоров, в том числе хормейстером Большого театра. Он создал около пятисот хоровых произведений, в основном, на духовные тексты. В концерте прозвучат четыре его сочинения для смешанного хора с различными солирующими голосами: «Ангел вопияше», «Блажен муж», «Да исправится молитва моя», «С нами Бог».
В творчестве Рахманинова хоровые сочинения не занимают такого места, как у Чеснокова. Тем не менее, два его монументальных цикла – «Всенощное бдение» и «Литургия св. Иоанна Златоуста» – принадлежат к вершиеам русской музыки. Тихое торжественное песнопение «Тебе поем» из «Литургии» исполняется всем хором. Только на несколько секунд от общего звучания отделяется партия солирующего сопрано, подобно солнечному лучу, внезапно осветившему пространство храма.
Во второе отделение вошли также несколько известных русских народных песен: «В темном лесе», «Барыня», «Валенки». Некоторые из них в строгом смысле не являются народными – как, например, романс «Однозвучно гремит колокольчик» Александра Варламова – Ивана Макарова. Однако «в народе» такие песни всегда были известны и со временем заслужили высокое звание «народных».
Программу концерта хор Большого театра подготовил под руководством главного хормейстера заслуженного артиста России Валерия Борисова.