«Музыка Шумана… затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники. В ней мы находим отголосок тех таинственно глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека», - слова Чайковского, сказанные о фортепианном и симфоническом творчестве Шумана, в той же мере можно отнести и к его вокальной лирике. Восприняв от Шуберта эмоциональную взволнованность, «дневниковую» исповедальность песенного жанра, он наполнил ее психологической остротой в передаче малейших оттенков душевного состояния своего «лирического героя», чуткостью воспроизведения поэтического слова; усилил взаимодействие голоса и фортепианной партии. «Годом песен» стал для Шумана 1840 г. - признанный мастер, автор «Карнавала», «Крейслерианы» и Фантастических этюдов обрел, наконец, личное счастье, соединившись с давно и горячо любимой Кларой Вик. Бурный прилив вдохновения реализовался в соединении поэзии и музыки. В этот год Шуман пишет более ста тридцати песен, в том числе наиболее известные вокальные циклы и сборники - «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», «Мирты», «Круг песен» на слова Гейне (ор. 25) и Эйхендорфа (ор.39); интерес к вокальному творчеству не утихает в него и в дальнейшем.
«Однажды должен появиться тот, кто окажется призванным в идеальной форме выразить высшую сущность эпохи... И он появился, этот молодой побег, у колыбели которого стояли грации и герои. Его зовут Иоганнес Брамс», - так писал о двадцатилетнем композиторе Шуман в своей последней статье (1854). Годом ранее скромный и еще никому не известный юноша появился на пороге дома Шуманов в Дюссельдорфе. Своей музыкой и фортепианной игрой он сразу очаровал Роберта и Клару. Статья мэтра, творческий и жизненный путь которого вскоре трагически оборвались, была духовным напутствием Брамсу и одновременно внутренним завещанием самого Шумана: молодой композитор невольно ощущал себя его преемником. В наибольшей степени эта преемственность отразилась в вокальной лирике – в ней Брамс развивает традиции жанра Lied, открытые Шуманом. К песенному творчеству Брамс обращался на протяжении всей жизни – от юношеских опусов (Шуман упоминает в статье песни среди других сочинений молодого автора) до «Четырех строгих напевов» ор.121, завершивших его композиторский путь.
В концерте прозвучат песни Иоганнеса Брамса разных лет, фрагменты вокальных циклов Шумана «Любовь поэта», «Мирты» и «Круг песен», а также широко известный драматический монолог Шумана «Два гренадера». Выступят артисты Молодежной оперной программы Руслана Коваль, Екатерина Морозова, Василиса Бержанская, Павел Валужин, Константин Сучков, Годердзи Джанелидзе, Александр Рославец, Даниил Чесноков; а также выпускники МОП - солист оперной труппы Большого Богдан Волков и приглашенный солист Сергей Радченко. Партию фортепиано исполнят Валерия Прокофьеваи пианист-концертмейстер Молодежной оперной программы лауреат всероссийских и международных конкурсов Сергей Константинов.