Франсе и Моцарт: диалог через века

15.03.2016

Публика услышит новую программу духового квинтета Большого театра – относительно «молодого» ансамбля, родившегося в недрах оркестра Большого театра России и уже заслужившего широкое признание. В квинтете играют солисты оркестра Большого театра России, лауреаты всероссийских и международных конкурсов - Николай Попов (флейта), заслуженный артист России Сергей Лысенко (гобой), Сергей Петров (кларнет), лауреат премии Попечительского совета Большого театра Алексей Раев (валторна) и художественный руководитель проекта «Фагот +» Андрей Рудометкин (фагот).

В концерте примут участие и другие артисты оркестра Большого - лауреат международных конкурсов Станислав Ярощевский (флейта), лауреат международных конкурсов Владислав Комиссарчук (английский рожок), лауреат международного конкурса и молодежной премии «Триумф» Михаил Меринг (кларнет), лауреат всероссийского и международного конкурсов Сергей Бобченков (фагот), Илья Первозванский (валторна), Алексей Марутаев (контрафагот) и Павел Степин (контрабас). Партию фортепиано исполнит Наталья Киселева.

Казалось бы, что может связывать Моцарта и французского композитора ХХ столетия, музыка которого, «несерьезная и поверхностная» (как могут охарактеризовать ее иные снобы от культуры), воплощает типичный галльский дух, если вспомнить знаменитое высказывание Клода Дебюсси - «Французская музыка стремится прежде всего доставлять удовольствие».

Как и Моцарт, Жан Франсе очень рано обнаружил музыкальную одаренность. Взращенный в среде профессиональных музыкантов (отец был музыковедом, профессором консерватории в Ле-Мане, мать – преподавателем вокала), он в десятилетнем возрасте удостоился похвалы Мориса Равеля, в восемнадцать лет с отличием закончил Парижскую консерваторию (как композитор и пианист), в двадцать ¬- заслужил международное признание своим Концертино для фортепиано с оркестром, а еще через год написал два балета для Леонида Мясина, «унаследовавшего» знаменитую дягилевскую труппу…

Судьба подарила французскому мастеру жизнь гораздо более долгую, чем была у Моцарта, – более семидесяти лет плодотворной композиторской деятельности. Особого упоминания заслуживает пристрастие Жана Франсе к концертному жанру (очевидно, сам «дух концертирования», игрового «соперничества» соответствовал его творческой индивидуальности) и к камерным ансамблям для духовых. Тонкое понимание исполнительской природы и техники, благодаря которому самые виртуозные пассажи играются легко и звучат естественно, чуткое слышание инструментальных тембров, ощутимое в прозрачности партитур, кажущаяся «наивной» доступность музыкального языка в сочетании с изящной закругленностью форм – все это сближает духовые ансамбли Жана Франсе с моцартовским творчеством в этой области.

В первом отделении концерта правит бал Моцарт. Дивертисмент для духовых си-бемоль мажор (KV270) принадлежит к камерным ансамблям, написанным в Зальцбурге в 1770-е годы. Их музыка сохранила прочные связи с традициями бытового музицирования, «парковых» дивертисментов и «ночных» серенад на открытом воздухе.

Совсем другой характер имеет Серенада для октета духовых до минор («Nacht Musique», KV 388), сочиненная в 1782 г., уже после окончательного переезда Моцарта в Вену. Серенада – наглядный пример того, что и в самом «легком» (даже «эстрадном» - по меркам своего времени) жанре Моцарт мог в полной мере раскрыть свой драматический потенциал. Исполненная сосредоточенного размышления, проникновенная медленная часть (Andante) обрамляется страстным Allegro и экспрессивно звучащим Менуэтом с его смелыми даже для Моцарта диссонансами. Вариационный финал серенады стал предтечей заключительной части до-минорного фортепианного концерта (№24) и впоследствии вдохновил Бетховена на главную тему финала его третьего концерта для фортепиано с оркестром.

В концерте также прозвучат два флейтовых дуэта на темы из оперы «Волшебная флейта», сочиненные Герхардом Брауном. Мастер игры на всех разновидностях этого инструмента, педагог, аранжировщик и композитор, выдающийся немецкий маэстро был непревзойденным исполнителем музыки разных эпох и стилей – от барокко до авангарда. Г. Браун скончался в феврале 2016 г. Исполняя его произведения, вдохновленные музыкой Моцарта, артисты оркестра Большого театра отдадут дань памяти этого замечательного музыканта.

«Волшебная флейта» является связующей нитью между двумя отделениями программы. Ею вдохновлена и остроумнейшая фантазия «Посвящение другу Папагено» Жана Франсе для фортепиано и духовых (1984 г.). Знакомые темы оперы предстают в неожиданном обличье, мажорный и минорный лады намеренно «меняются» местами. Другой взгляд на «вечно молодого» Моцарта представляет музыкальная шутка «Mozart New-look» (1981 г.) для духовых и контрабаса, основанная на Серенаде Дон Жуана (впрочем, чуткий слушатель уловит в ней и Сегидилью из «Кармен», и пару других знакомых мотивов). Как будто классик задорно подмигивает нам с растиражированных аляповатых портретов, наподобие «девушки с обложки» - одной из героинь секстета для фортепиано и духовых «Счастливый час».

Это произведение, написанное в 1948 г., – своего рода ряд музыкальных шаржей на обитателей парижского послевоенного кафе. Гордая поступь старых красавиц (Les vieux beaux), дефилирующих на фоне плакатов с полуобнаженными красавицами американками (Pin-up girls), сменяется «немного нервным» (Les petits nerveux) ритмом фокстрота. Годом ранее был закончен Первый духовой квинтет Франсе – образец преломления художественных принципов неоклассицизма. «Догматичное» воспроизведение классической схемы (в целом и в деталях) сочетается со свободными стилевыми «модуляциями», использованием разнородного тематического материала и подлинно моцартовской легкостью звучания.

Концерт ведет популярная актриса театра и кино Виктория Айзентир.