К 125-летия со дня рождения Сергея Прокофьева

19.04.2016

Очередной концерт, посвященный юбилею Прокофьева, предлагает слушателям погрузиться в мир камерно-инструментальной музыки композитора, причем – за редким исключением – малоизвестной широкой публике.

Откроет концерт один из самых необычных камерных опусов Прокофьева – Соната для двух скрипок до мажор (соч. 56, 1932 г.). Соната оказалась одним из последних законченных сочинений «периода странствий». В автобиографии композитор довольно иронично описывает историю ее создания: услышав «плохое» произведение для дуэта скрипок, Прокофьев решил, что, соблюдая определенные условия, можно написать для такого состава и нечто гораздо более интересное – «слушание плохой музыки иногда вдохновляет на хорошие идеи».

Соната была написана для концерта парижского общества «Тритон», поддерживавшего современную камерную музыку, и впервые прозвучала во французской столице 27 ноября 1932 г. (тремя неделями ранее состоялась премьера в Москве в исполнении скрипачей из квартета им. Бетховена).

«Облик» сонаты вызывает ассоциации с барочной «церковной сонатой» (sonata da chiesa) – она состоит из четырех частей с чередующимися темпами. Произведение строится на контрасте энергичных, моторных и лирически насыщенных эпизодов, предвосхищающих поздний стиль Прокофьева.

«Увертюра на еврейские темы», соч.34, написанная в 1919 г., напротив, была одним из первых произведений, сочиненных в эмиграции, и первым, в котором Прокофьев обратился к фольклорному материалу. «Увертюра» обязана своим появлением «случаю» – в Нью-Йорке Прокофьев встретил своих соучеников по Петербургской консерватории, инструменталистов, объединившихся в ансамбль еврейской музыки и еле-еле сводивших концы с концами.

На предложение сочинить для них пьесу на фольклорном материале Прокофьев было ответил отказом, но потом заинтересовался: народные напевы привлекли его внимание. Просматривая «от нечего делать» полученную тетрадку с еврейскими мелодиями, он «выбрал несколько приятных тем, начал импровизировать у рояля и вдруг заметил, что нечаянно склеились и разработались целые куски… На другой день … уже просидел до вечера и вчерне сочинил всю увертюру».

Прокофьев не придавал «еврейской увертюре» серьезного значения («сочинил за полтора дня, инструментовал неделю и даже не хотел ставить опуса» - из письма автора к Н. Мясковскому), однако она встретила очень теплый прием и вскоре вошла в репертуар многих исполнителей (существует и оркестровая версия «увертюры», переработанная автором, но камерный оригинал продолжает оставаться более востребованным).

Из камерных ансамблей Прокофьева наибольшей популярностью пользуется второй квартет (1944 г.). Первый же из двух написанных им квартетов (си минор, соч. 50) известен гораздо меньше. Он был сочинен в 1930 г. по заказу Библиотеки Конгресса США – и непосредственно предшествует балету «На Днепре». Квартет необычен своим трехчастным строением (Аллегро, Скерцо и медленный Финал). Последнюю часть, с ее лирическими кантиленами и драматическими контрастами, композитор ценил более всего. Позже он обработал ее для струнного оркестра и для фортепиано (в составе шести пьес, соч. 52). Весной 1931 г. квартет впервые прозвучал в Вашингтоне, осенью – в Москве.

Камерные произведения Прокофьева прозвучат в исполнении солистов-концертмейстеров оркестра Большого театра Сергея Петрова (кларнет), Владимира Скляревского (скрипка), Бориса Лифановского (виолончель), заместителя концертмейстера Любови Токаревой (альт), а также артистов оркестра Надежды Будницкой и Екатерины Бутаковой (скрипки).

В концерте примут участие два инструментальных ансамбля, выросших «в недрах» оркестра Большого театра и недавно возрожденных после долгих лет забвения: духовой квинтет Большого театра (он исполнит переложение трех пьес из сюиты «Ромео и Джульетта») и прославленный ансамбль скрипачей Большого театра, в исполнении которого прозвучат широко известные фрагменты произведений Прокофьева (Вальс из оперы «Война и мир», «Монтекки и Капулетти» из сюиты «Ромео и Джульетта» и Шествие из симфонической сказки «Петя и волк»).

Концерт ведет музыковед Ирина Башкирева.