Чайковский. Камерная музыка

20.09.2020

Первый концерт нового театрального сезона обещает стать ударным началом функционирования нашего Бетховенского зала. Ибо какой же меломан не любит музыку, камерную в том числе, Петра Ильича Чайковского!

Среди открывающих программу сочинений – пьеса, которую можно было бы назвать своеобразным «эпиграфом» ко всему творчеству композитора. Это Ноктюрн до-диез минор, создававшийся для фортепиано и вошедший в сборник op. 19. Однако не реже, чем в оригинале, он звучит в переложении для солирующей виолончели, выполненном другом композитора, немецким виолончелистом Вильгельмом Фитценхагеном. Он жил и работал в России и был среди первых исполнителей нескольких сочинений Чайковского – двух струнных квартетов, Фортепианного трио и Вариаций на тему рококо. Теплый, сердечный тембр виолончели удивительным образом совпал с настроением фортепианного Ноктюрна. Его, казалось бы, простая, незатейливая тема (она и отдана виолончели), звучащая под неброское сопровождение аккордов фортепиано, отражает целый спектр тончайших оттенков чувств – печального созерцания, сменяющегося то затаенным волнением, то робкой надеждой, то трагической патетикой.

Затем прозвучит сочинение для того же состава – «Pezzo capriccioso» для виолончели и фортепиано. Слово «capriccioso» в данном случае отсылает к фантазийности, причудливости работы с первоначально лаконичной по своим средствам темой. Исключительная техническая сложность партии солиста, невероятное фактурное и мелодическое многообразие и яркость сделали пьесу постоянной «участницей» одного из значительнейших музыкальных состязаний мира. Многие годы она входит в состав обязательной программы виолончелистов на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского. Однако не стоит воспринимать ее лишь как эффектное концертное произведение: содержание этой пьесы намного глубже. Она была написана в августе 1887 г. в Аахене, где Чайковский стал свидетелем страданий своего друга Николая Кондратьева. Умирающий от смертельного недуга, Кондратьев отправился в Аахен на воды в надежде на излечение, однако состояние его только ухудшилось. Появившаяся всего за одну неделю вдохновенной работы, «Пьеса…» написана в си миноре – в этой же тональности через шесть лет будет создана Шестая симфония, величайший из трагических шедевров Чайковского. Вступление с патетичной темой декламационного характера сменяют медленный, задумчивый раздел и концертно-виртуозный эпизод скерцозного плана. Однако, как это часто бывает у Чайковского, скерцозность эта имеет оттенок фантастичности и некоторой сумрачности, тревожности.

«Воспоминание о дорогом месте» – цикл из трех пьес для скрипки и фортепиано op. 42, «ровесник» знаменитого Скрипичного концерта. Первая из них – «Размышление» – первоначально задумывалась Чайковским как медленная часть концерта, однако, вероятно, ее особая камерность, интимность заставили композитора заменить ее на более подходящую для жанра концерта Канцонетту.

Второе отделение будет посвящено Фортепианному трио, носящему подзаголовок «Памяти великого художника». Трагическим поводом к его созданию стал уход из жизни Николая Рубинштейна, основателя и директора Московской консерватории, крупнейшего пианиста и дирижера, одного из высочайших авторитетов, определявших музыкальную жизнь России 60-80-х годов XIX столетия. Рубинштейн был первым интерпретатором многих сочинений Чайковского, именно он привлек его к работе в консерватории, а также силами учащихся осуществил первую постановку его оперы «Евгений Онегин». Его уход был воспринят Чайковским как огромное личное горе. Быстро и вдохновенно написав трио, композитор долгое время дорабатывал и редактировал его, консультируясь с исполнителями по поводу штриховых тонкостей, а впоследствии позаботившись о том, чтобы в память о Рубинштейне оно было «роскошно» издано и исполнено на высшем уровне.

Трио имеет очень необычную форму, не имеющую аналогов ни в русской, ни в западноевропейской музыке, – двухчастную, с кодой-эпилогом. Первый раздел, названный Pezzo elegiaco («элегическая пьеса» в переводе с итальянского), открывается исключительной по психологической глубине главной темой, в которой заключено своего рода образно-интонационное ядро драматургии всего цикла. Элегически мягкое, печально-романсовое настроение музыки создается благодаря теплому, поющему тембру струнных в сочетании с плавным «покачивающимся» аккомпанементом, сходным с фортепианным сопровождением романса Чайковского «Колыбельная». В каждом новом проведении темы укрупняются ее патетические черты, постепенно усиливается эмоциональный накал – и звучание доходит до страстного fortissimo. Более устремленная и подвижная связующая, пронизанная все учащающимся ритмическим пульсом, приводит к побочной партии. Ее две темы весьма неоднозначны по своему настроению. Первая, изложенная аккордами, светлым и торжественным настроением и своей «русской», хоровой плагальностью вызывает ассоциации с величальными песнями. Вторая побочная тема возвращает слушателя в субъективную сферу психологических переживаний. В кульминации ее трепетная «нестабильность» сменяется ликующей восторженностью. В разработке элегическая сфера обретает большую действенность, постепенное «сгущение красок» создается вихрями каскадов пассажей у фортепиано, сложными и изменчивыми гармониями и мелодическими линиями. Реприза, предваряемая каденцией скрипки, начинается крайне сдержанным и не обретающим романтической остроты страдания проведением главной темы, становящейся, однако, истинной трагической кульминацией части, находя свое отражение и продолжение в коде-прощании.

Вторая часть трио – тема с вариациями, последняя из которых становится финалом всего цикла. Особенностью этого грандиозного и увлекательного вариационного цикла становится его необычайное жанровое богатство: среди вариаций можно найти скерцо, мазурку, вальс, полноценную фугу, скорбный монолог-речитатив, романс и даже сонату. Светлая, согревающая мягким теплом «улыбки» вариация, впервые излагаемая фортепиано, напоминает интонационно и структурно русскую хороводную песню. Богатейшая палитра звучания фортепиано в замечательной феерии пьес-вариаций достигает подлинно оркестровой объемности. Трагический итог трио находит в коде-эпилоге в жанре траурного марша, основанной на музыке первой части.

В концерте примут участие Игорь Цинман (скрипка), Арсений Котляревский (виолончель) и Игорь Котляревский (фортепиано). Ведущая – Ирина Башкирева.

Наталия Абрютина