«Елена Зеленская – мое любимое сопрано», - говорил Пласидо Доминго, отвечая в начале 2000-х гг. на вопрос, кому из русских певиц он отдает предпочтение. В Большой она пришла, уже имея за плечами богатый сценический опыт. По окончании Бакинской консерватории Елена Зеленская стала солисткой Театра оперы и балета Азербайджанской ССР, а затем ее пригласил в Новую оперу Евгений Колобов. Дебют в Большом театре состоялся в 1994 г. в партии Флории Тоски.
Именно в драматических партиях зарубежного оперного репертуара (Тоска, Турандот, Аида, Амелия в «Бале-маскараде», Абигайль в «Набукко», Сента в «Летучем голландце») Елена Зеленская завоевала прочный успех не только в России, но и на ведущих оперных подмостках мира. Так, в Метрополитен-оперу певицу приглашали на роли Амелии и Леоноры («Сила cудьбы»). В Ла Фениче в Венеции она исполняла труднейшую партию Одабеллы («Атилла»). В партии Мими («Богема») выступала в барселонском театре Лисео. Моцарта (Донну Эльвиру в «Дон Жуане» и Графиню в «Свадьбе Фигаро») пела в Венской камерной опере. Одной из вершин ее оперной карьеры стала главная партия в опере Верди «Макбет», которую она исполняла в России, Европе, Израиле и США.
Русскую оперу она тоже никогда не обделяла своим вниманием: в репертуаре артистки Татьяна («Евгений Онегин»), Купава («Снегурочка»), Ярославна («Князь Игорь»), Наташа («Русалка»), Рената («Огненный ангел»)…
Но на сей раз ей предстоит выступить в амплуа камерной певицы, представив слушателям вокальную лирику русских композиторов первой и второй половины ХХ столетия.
Бóльшая часть программы практически неизвестна не только широкой, но даже «просвещенной» публике. Откроют вечер шесть романсов Рейнгольда Глиэра –замечательного композитора и педагога. Ученик Танеева и первый учитель юного Прокофьева, Глиэр развивал в собственном творчестве традиции, заложенные русскими композиторами XIX столетия. Вокальная музыка остается ценнейшей частью его наследия.
Ярким и необычным примером преломления в русской музыке культуры Востока стали «Пять японских стихотворений» Михаила Ипполитова-Иванова. Они написаны в конце 1920-х гг., когда выдающийся музыкант вернулся из Тифлиса (ныне Тбилиси) и занял должность главного дирижера Большого театра СССР. Поэзия Дальнего Востока становится необычайно популярной в эпоху Серебряного века. Ученик Римского-Корсакова, наследник музыкальных традиций «Могучей кучки», тонкий фольклорист и мастер вокальной музыки, Ипполитов-Иванов чутко передает японскую любовную лирику (танка), используя характерные музыкальные средства (пентатонику, гармонию увеличенного трезвучия и других искусственных ладов). Кульминацией японского цикла служит четвертый романс («В тумане утреннем…») – развернутая ария-монолог для голоса с фортепиано, перекликающаяся с трагическим образом Чио-Чио-Сан.
Как дополнение к музыкальной атмосфере начала ХХ века, в первом отделении прозвучат романсы двух композиторов – представителей школы Римского-Корсакова: «Ландыш» Антона Аренского (на стихотворение П. Чайковского) и «Слезы» Константина Галковского (Галкаускаса) на стихи Ф. Тютчева.
Второе отделение концерта посвящено музыке второй половины ХХ столетия. Однако ее поэтические источники принадлежат тем же предреволюционным десятилетиям.
В конце 1920-х гг. молодой Дмитрий Шостакович тоже открывал для себя японскую поэзию. И все же наиболее ярким поэтическим открытием стал для него сборник стихотворений Саши Черного – блестящего поэта «Сатирикона», чьи стихи были «реабилитированы» только в конце 1950-х. «По горячим следам» от прочитанного были написаны «Сатиры», соч. 109 (с подзаголовком «Картинки прошлого»). С премьеры этого опуса в Москве в 1961 г. началось творческое сотрудничество Шостаковича с Галиной Вишневской.
В конце 1960-х гг. Сергей Слонимский закончил цикл на стихи Анны Ахматовой. Молодой, но к тому времени уже получивший известность автор оперы «Виринея» и балета «Икар», он использовал ранние стихотворения Ахматовой (написанные в 1911-16 гг.). Не связанные общим сюжетом, они, тем не менее, образуют подобие «монодрамы»: лирическая героиня цикла страдает от неразделенной, трагической любви, спасение от которой находит в творчестве либо в хмельном разгуле. Отмеченные глубоким субъективным чувством стихотворения чередуются с подчеркнуто «фольклорными». От мистического сновидения («О том, что сон мне пел…») в начале – до отчаянного пляса «Душного хмеля» в конце. Впервые романсы Слонимского прозвучали в 1969 г. в Ленинграде в исполнении Надежды Юреневой (аккомпанировал сам автор).
Партию фортепиано исполнит один из ведущих концертмейстеров оперной труппы Большого театра, заслуженная артистка России Евгения Чеглакова.
В концерте также принимает участие солист-концертмейстер группы виолончелей оркестра Большого театра, лауреат международных конкурсов Петр Кондрашин. В его исполнении прозвучат пьеса «Chanson triste» Антона Аренского и адажио из балета «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича.
Ведет концерт музыкальный журналист и певец, автор и ведущий передач радиостанций «Орфей» и «Культура» Александр Водопьянов.