Вечер камерной музыки

27.06.2018

Программа вечера объединяет музыку трех композиторов: классика Моцарта, имя которого стало синонимом гениальной простоты, легкости, и естественности в искусстве, и романтиков, живших во второй половине XIX века, – Сезара Франка и Иоганнеса Брамса. Несмотря на то, что время их разделяет, между ними протянуты невидимые «нити»: и Франк, и Брамс относятся к числу тех художников, которые, внеся огромный вклад в сокровищницу музыкальной и духовной культуры, оставались в стороне от технических и стилистических «веяний» своего времени. При истинно романтическом содержании своего творчества они оставались своего рода консерваторами, ориентируясь на музыкальные жанры и формы, устоявшиеся в музыке их великих предшественников – композиторов эпох барокко и венского классицизма. Жизненный путь обоих не был насыщен яркими событиями, особенно если оценивать этот путь в контексте эпохи романтизма, когда творцы, как правило, переживали разного рода драматические коллизии. При этом их внутреннюю жизнь и творчество отличала большая глубина «не на показ».

Дуэт для скрипки и альта №2 си-бемоль мажор – один из двух дуэтов, сочиненных Моцартом по заказу зальцбургского архиепископа и входивших в цикл из шести дуэтов: четыре из них написал Михаэль Гайдн (младший брат знаменитого Йозефа Гайдна), а два – Моцарт. Первая из трех частей – развернутое сонатное allegro с традиционным медленным вступлением. Вторая часть – лирико-философское Andante, в котором «кружевные» пассажи и колоратуры скрипки «покоятся» на мягком, «покачивающемся» сопровождении альта. Третья часть, финал, – тема и шесть изысканных орнаментальных вариаций, среди которых наиболее масштабна и блестяща последняя (по традиции – которая, между прочим, сформировалась именно в вариационных циклах Моцарта).

Фортепианный квартет соль минор Брамса, созданный в 1861 г., в пору расцвета раннего периода творчества композитора, принадлежит к числу наиболее популярных его произведений. Исполненный впервые, как и большинство сочинений Брамса, Кларой Шуман, он был неоднократно переработан для других инструментальных составов. Среди них – обработка для оркестра Арнольда Шенберга, ставшая впоследствии музыкальной основой для балета Джорджа Баланчина, и виртуозная транскрипция финала квартета для фортепиано соло Эрнста Донаньи.

Квартет состоит из четырех частей. В первой, стремительном и патетичном Allegro, полном контрастов, романтическая экспрессия тем подчеркнута страстным, иногда граничащим с надрывом звучанием струнных. Вторая часть, Интермеццо, своей внутренней надломленностью и тревогой, а также обилием неожиданных гармонических сдвигов и поворотов в самые отдаленные тональности предвосхищает великие камерные сочинения XX века – Яначека и Сибелиуса. В третьей части, Andante con moto, сочетаются созерцательная тема основного раздела, своей «статью» напоминая философские страницы музыки Бетховена, и сказочно-скерцозная тема трио, вызывающая в воображении фантастические «лесные» образы немецких романтиков. Финал, Rondo alla Zingarese, – наиболее известная часть квартета. В основе его – венгерско-цыганские мотивы, вызывающие ассоциации как с музыкой Ференца Листа, так и с произведениями самого Брамса – и в первую очередь с его «Венгерскими танцами». Эта стремительная, сверкащая роскошными переливами «рапсодия» проносится в едином потоке, оставляя ощущение феерии и праздника.

Менее известный широкой публике, чем Брамс, Сезар Франк – одна из самых необыкновенных личностей в мировом искусстве. По словам Ромена Роллана, «нет имени чище, чем имя этой великой простосердечной души». Лишенный при жизни земного успеха, вынужденный до последних дней давать частные уроки, он испытал первый творческий триумф лишь в шестьдесят восемь лет, а мировое признание его музыка получила уже после его смерти. Будучи бельгийцем по происхождению, он всегда был по-фламандски ответствен, точен, пунктуален, жил по строгому расписанию – ежедневно поднимался в полпятого утра и в течение двух часов сочинял музыку (это он называл «работой для себя»), а с семи уже начинался его рабочий день: частные уроки, занятия с консерваторскими студентами по композиции и органу в парижской базилике Св. Клотильды, где он много лет работал органистом. Несмотря на это, он всю жизнь сохранял доброжелательность и оптимизм, был по-детски добр и наивен.

Скрипичная соната была написана 63-летним композитором в 1883 г. и преподнесена в качестве свадебного подарка другу, знаменитому скрипачу Эжену Изаи. Четырехчастная композиция сонаты объединена строгой и возвышенной интонацией восходящей терции, данной в фортепианном вступлении к первой части. Начало сонаты в умеренно медленной части вызывает ассоциации с циклами Баха. Также напоминает о музыке эпохе барокко обращение к барочным жанрам в третьей части (речитатив) и в финале (главная тема финала представляет собой канон). Но при всем этом соната принадлежит к позднеромантическому стилю, в первую очередь, благодаря своей богатой, красочной, хроматизированной гармонии, временами напоминающей Вагнера и даже Дебюсси.

Соната была впоследствии переложена для различных инструментов в сопровождении фортепиано. Переложение ее для виолончели, выполненное французским виолончелистом Жюлем Дельсаром, было одобрено самим Франком, и вошло в мировой концертный репертуар наряду с оригиналом.

В концерте примут участие Игорь Цинман (скрипка), Дмитрий Усов (альт), Арсений Безносиков (виолончель), Алина Смирнова и Алтынай Кулибаева (фортепиано).

Наталия Абрютина