Венский путь

06.11.2016

«Писать так красиво, как Моцарт, мы уже не умеем. Попробуем писать хотя бы так же чисто, как он»
И. Брамс


Программа концерта
включает камерные циклы трех композиторов, каждый из которых в свое время был музыкальным символом австрийской столицы. Скрипичная соната №32 си-бемоль мажор (KV454) была сочинена Вольфгангом Амадеем Моцартом в Вене в 1784 г. для знаменитой итальянской скрипачки Регины Стриназакки, приезд которой произвел в Вене сенсацию. Моцарт, впрочем, ценил ее игру за «хороший вкус и богатство чувства». Первое исполнение сонаты с участием автора состоялось в концерте Придворного театра в присутствии императора Иосифа II. Как обычно, Моцарт не успел записать фортепианную партию и играл с пустым нотным листком на пюпитре, чем немало удивил монарха. Сонату открывает элегическая интродукция (Largo), настроение которой подхватывает среднее Andante с его типично моцартовской светотенью мажора и минора; медленные части уравновешиваются жизнерадостным Allegro и финальным рондо.

Струнный квинтет до мажор с необычным составом (для двух скрипок, альта и двух виолончелей) – последнее законченное произведение Франца Шуберта. Композитор работал над ним за несколько месяцев до смерти. Подобно Большой симфонии, написанной в той же тональности, квинтет отличается эпическими масштабами, яркими жанровыми красками и свидетельствует о необыкновенном приливе творческих сил, который испытывал Шуберт в последние годы столь рано прервавшейся жизни. Структурой цикл напоминает последние фортепианные сонаты: неспешное развертывание первого Allegro так же сменяется медитативным Adagio; энергичное Scherzo и «венгерский» по духу финал контрастируют двум первым частям яркой жанровой характерностью.

Первая соната для виолончели и фортепиано Иоганнеса Брамса ми минор соч. 38 совпадает по времени с его решением поселиться в Вене. Она еще отражает драматический, «вертерианский» дух брамсовской музыки 1850-х гг. В первом Allegro романтическая страстность раскрывается постепенно, достигая кульминации к концу. Ей контрастирует светлая сердечность второй части, имитирующей старинный менуэт. Финальная фуга становится драматургическим центром (пример редкого для Брамса «финалоцентризма»). На фоне ее стремительного бега тем выразительнее звучат краткие, но очень выразительные «лирические отступления».

В концерте принимают участие солисты-концертмейстеры оркестра Большого театра Михаил Цинман (скрипка), Ольга Жмаева (альт) и Петр Кондрашин (виолончель), а также заместители концермейстера Игорь Цинман (скрипка) и Александр Кашин (виолончель). Парию фортепиано исполнит лауреат международного конкурса Ника Лундстрем.