«Что мне дорого в поэзии? - высокое, благородное движение души». Камерной вокальной лирике замечательного композитора будет посвящен концерт, который станет преамбулой к Дню музыки Георгия Свиридова, назначенному непосредственно на день рождения. Этот концерт (он состоится 15 декабря) – дань памяти мастера артистов Молодежной оперной программы Большого театра.
Откроют концерт две лирические песни – элегический пейзаж «Осенью» на стихи Михаила Исаковского (1958 г.) и «Сибирская песенка» (1936 г.), один из первых вокальных опусов Свиридова на стихи Ильи Сельвинского.
Три романса на стихи Аветика Исаакяна (1949 г.) стали первым обращением молодого композитора к творчеству выдающегося армянского поэта. Если первые два («Страдания любви» и «Черный взор») отчасти продолжают линию классического русского «восточного романса», то «Изгнанник» открывает важнейшую для Исаакяна тему - трагической судьбы Армении, изгнанничества тысяч ее сыновей (этот образ Свиридов полностью раскроет в последующем вокальном цикле «Страна отцов» на стихи того же поэта). Родина предстает в образе старой матери, поющей колыбельную далекому сыну, как заклинание звучат слова ее молитвы «Пусть поможет Господь тебе, мой бедный изгнанник, мой сын…».
Затем прозвучит цикл песен на стихи Роберта Бернса (1953 г.). Еще в 1944 г. Дмитрий Шостакович, сочинив цикл песен на стихи английских и шотландских поэтов, обратил внимание своего ученика на поэзию Бернса. В начале 1950-х гг. стихи знаменитого шотландца были изданы в переводе Самуила Маршака. Свиридов хорошо знал выдающегося поэта и переводчика и сразу заинтересовался его работой. Первой, буквально «сымпровизированной» в январе 1953 г., песней стала «Честная бедность», которой, в итоге, предстояло занять завершающее место в этом цикле. Остальные восемь были написаны в течение месяца. Свиридов вспоминал, как впервые показывал свой цикл дома у Шостаковича: «Я сыграл с удовольствием и ждал, что скажут. Рукопись осталась незакрытой. Дм.Дм. взял последнюю страницу, закрыл ее и сказал: «Одна лучше другой. Пошли обедать!» Это было благословением». В дальнейшем учитель Свиридова высказывался о цикле на стихи Роберта Бернса как о великом произведении – таком, какие появляются «не каждый год, может быть, не каждые десять лет». Успешной была и публичная премьера песен, состоявшаяся в ноябре 1955 г. в Малом зале Ленинградской филармонии (пел Ефрем Флакс, которому аккомпанировал сам автор).
Второе отделение отдано вокальным циклам на стихи Сергея Есенина. Из всех русских поэтов Есенин был, пожалуй, наиболее близок мироощущению Свиридова. Долгие годы его поэзия находилась под фактическим запретом в СССР и была «реабилитирована» только в 1956 г. Тогда ее и открыл для себя композитор, создав камерный цикл «У меня отец крестьянин» и масштабную вокально-симфоническую «Поэму памяти Сергея Есенина». Раскрытые в этих произведениях образы уходящей в небытие «исконной», крестьянской России, размышления о подлинном предназначении творца были продолжены в следующих вокальных циклах.
Кантата «Деревянная Русь» для солиста, хора и оркестра, объединившая четыре стихотворения, была закончена в 1964 г. и почти сразу же переработана для камерного «состава» - солиста и фортепиано (премьера второй редакции состоялась в Москве с участием Алексея Масленникова и Анатолия Ведерникова). Циклу предпослан есенинский эпиграф «О Русь моя!... Деревянная Русь!» Музыке этой «маленькой кантаты» (по определению автора) присущ камерный, интимно-лирический характер. Композитор словно любуется исчезнувшими, но сохранившимися в живой народной памяти светлыми картинами «деревянной Руси».
Совсем другой, эпический облик присущ циклу «Отчалившая Русь» (1977 г.), который Свиридов назвал «поэмой в двенадцати песнях для голоса и фортепиано». Он отобрал стихотворения Есенина 1914-20 гг., а также фрагменты из поэм «Пришествие» и «Сорокоуст». Название всему циклу дала «Отчалившая Русь» - первая часть большого стихотворения «Иорданская голубица».
Именно в «Отчалившей Руси» тема «Поэт и Родина», проходящая через все творчество Свиридова, получает наиболее полное воплощение. Образный мир этой вокальной поэмы раскрывается постепенно – от пейзажной лирики первых песен, через поэтически-религиозную символику скачущей лошади, Руси-птицы, апостола Петра и Иуды к картинам гибели и разрушения и, наконец, к торжественно-гимнической колокольности финала, воспевающего (по словам композитора) «бесконечную веру в Родину, в ее лучшие, духовные, творческие силы».
Работая над «Отчалившей Русью», композитор стремился создать «поистине русскую музыку — новую, светлую, кристально чистого стиля», сравнивая ее с большой иконописной фреской и отмечая исключительную трудность для исполнителя, «который в течение получаса должен приковывать внимание слушателей к своей речи, к своему непрерывному напряженному монологу». Первоначальной редакцией сольной партии для тенора автор остался недоволен и переработал ее для низкого женского голоса. Подлинной премьерой «вокальной поэмы» стало исполнение Елены Образцовой в сопровождении автора в Большом зале Московской консерватории в апреле 1983 г.
В концерте примут участие пятнадцать молодых артистов – участников Молодежной оперной программы Большого театра: Анастасия Барун, Василиса Бержанская, Марта Данусевич, Руслана Коваль, Екатерина Морозова (сопрано), Евгения Асанова (меццо-сопрано), Павел Валужин, Богдан Волков, Арсений Яковлев (тенора), Александр Киреев, Илья Кутюхин, Константин Сучков (баритоны), Годердзи Джанелидзе, Александр Рославец и Даниил Чесноков (басы).
Партию фортепиано исполнят концертмейстеры, участники Молодежной программы Елена Бурова и Елизавета Малашенко.
Программа концерта подготовлена под руководством пианиста-концертмейстера, профессора Таллинской музыкальной академии, члена жюри международных фортепианных и вокальных конкурсов Ильи Ивари (Эстония).