Диалог двух столетий

14.06.2016

Людвиг ван Бетховен известен нам прежде всего как гениальный мастер драматических концепций, воплощенных в симфониях, концертах, фортепианных сонатах. Такое представление невольно затмевает Бетховена – автора произведений камерно-инструментальных жанров, истинного представителя венского классицизма и наследника великих традиций австро-немецкой музыки.

Насколько эта область бетховенского творчества, в свою очередь, повлияла на композиторов ХХ века? Программа концерта артистов оркестра Большого театра представляет собой своеобразный музыкальный диалог, который ведут с Бетховеном мастера камерно-инструментального жанра прошлого столетия.

Струнное трио Бетховена соль мажор (соч. 9 №1) прозвучит во втором отделении концерта. Над этим трио Бетховен работал в 1796-98 гг. (одновременно с «Патетической» сонатой) и считал его лучшим из написанных к тому времени сочинений. Все трио op. 9 посвящены одному из первых покровителей Бетховена - графу Иоганну фон Броуне, потомственному офицеру русской армии, осевшему в Вене и ставшему для молодого композитора близким другом (в одном из писем Бетховен называет графа первым меценатом своей музы). Из трех трио опуса трио соль мажор выделяется интенсивностью тематического развития, мелодическим богатством и подлинно бетховенской динамикой ритмического тока. Из талантливого юноши, способного «утешить Вену, оплакивающую Моцарта» (так писали современники о его фортепианных трио соч. 1), Бетховен вырос в зрелого мастера с ярко индивидуальным композиторским почерком.

«Три пьесы для струнного квартета» И. Стравинского (1914) были изданы в 1922 г., а впоследствии переработаны для фортепиано в четыре руки и для оркестра (в виде «Четырех этюдов», ор.22 с добавлением «этюда для пианолы»). Три разнохарактерных музыкальных эскиза (в оркестровой версии они получили названия «Танец», «Эксцентрик» и «Песнопение») принадлежат к «русскому» периоду творчества автора «Весны священной». Однако их ладогармонические и ритмические особенности фактически предвосхищают сочинения второй половины 1910-х гг. – «Историю солдата», «Легкие пьесы» для фортепиано в четыре руки и «Симфонии для духовых», написанные «на пороге» обращения композитора к неоклассицизму.

«Три пьесы для кларнета соло» (1918) Стравинский посвятил швейцарскому меценату Вернеру Райнхардту, благодаря которому состоялась премьера «История солдата» (Райнхардт был талантливым кларнетистом-любителем). Первая из пьес в эскизах 1916 г. выглядит как подражание народному пению; вторая имеет характер «импровизации» и записана без тактовых черт; последняя пьеса своим синкопированным ритмом напоминает о Регтайме из «Истории солдата».

«Соната для двух скрипок» (до мажор, соч. 56) была написана С. Прокофьевым в 1932 г. и стала одним из последних законченных сочинений «периода странствий». В автобиографии композитор иронично описывает историю ее создания: услышав «плохое» произведение для дуэта скрипок, он решил, что, соблюдая определенные условия, можно написать даже для такого состава и при этом сохранить интерес слушателя – «слушание плохой музыки иногда вдохновляет на хорошие идеи». Соната была написана для концерта парижского общества «Тритон», поддерживавшего современную камерную музыку, и впервые прозвучала во французской столице 27 ноября 1932 г. (тремя неделями ранее сочинение было исполнено в Москве скрипачами из квартета им. Бетховена).

Облик четырехчастной сонаты вызывает ассоциации с барочной «sonata da chiesa»: произведение строится на контрасте «энергичных» и лирически насыщенных эпизодов, предвосхищающих поздний стиль Прокофьева.

В 1938 г. Б. Барток начал писать камерный цикл для двух выдающихся музыкантов – скрипача Йожефа Сигети и джазового кларнетиста Бенни Гудмена (для которого Стравинский позже напишет «Эбеновый концерт»). Первоначально он был двухчастным, но затем композитор решил оттенить две части еще одной, медленной – в этом виде произведение получило название «Контрасты». Впервые оно прозвучало в Карнеги-холл в 1940 г. в исполнении Сигети, Гудмена и самого автора. Тематизм «Контрастов» основан на венгерском, румынском и болгарском фольклоре. В первой части – «Вербункоше» (традиционный венгерский марш, исполнявшийся при вербовке солдат в армию) –преобладает звучание кларнета, в финальном «Быстром танце» на первый план выходит скрипка. Средняя часть названа композитором «Отдых», однако ее экспрессивный, внутренне тревожный характер приоткрывает смятенное душевное состояние автора, скрытое «танцевальным» кружением крайних частей; вскоре Бартоку предстояло навек покинуть родину, над которой сгущались тучи «коричневой чумы».

Камерные ансамбли Бетховена, Стравинского, Прокофьева и Бартока прозвучат в исполнении солиста оркестра Большого театра, лауреата международных сольных и ансамблевых конкурсов Дмитрия Лиманцева (кларнет), заместителя концертмейстера группы первых скрипок, лауреата международных конкурсов Игоря Цинмана, артистов оркестра Анны Яновской, Теймура Усубова (скрипки), Дины Жуковой, Дмитрия Усова (альты) и Степана Худякова (виолончель). Парию фортепиано в «Контрастах» Бартока исполнит лауреат международных конкурсов, преподаватель Российской академии музыки им. Гнесиных Елена Попкова.