Детские впечатления всегда важны и дороги для любого человека, а тем более для художника, музыканта или артиста. Даты и события могут стираться из памяти, но впечатления, образы и вызванные ими чувства остаются с человеком на долгие годы. И, конечно, именно музыке – самому нематериальному из искусств, – прежде всего и предназначено передавать эти образы, такие яркие, но такие неуловимые? Возможно, осознав это, румынский композитор Джордже Энеску создал цикл «Впечатления детства» для скрипки и фортепиано. Его удачно найденное заглавие стало названием и для всей программы концерта.
Цикл Энеску состоит из десяти музыкальных эпизодов: «Лэутар» («Уличный скрипач»), «Старый нищий», «Ручеек в глубине сада», «Птичка в клетке и стенные часы с кукушкой», «Колыбельная песня», «Сверчок», «Лунный свет», «Ветер в камине», «Буря в ночи», «Восход солнца». Эти эпизоды не являются в строгом смысле слова отдельными пьесами: их заглавия написаны прямо в нотном тексте, и музыкальные границы между ними часто неявны. Некоторые темы вызывают ассоциации с уже существующей музыкой: «Старый нищий» явно перекликается с пьесой «Два еврея, богатый и бедный» из «Картинок с выставки» Мусоргского, «Ручеек в глубине сада» заставляет вспомнить «водные» образы романтиков и импрессионистов - «Фонтаны виллы д’Эсте» Листа, «Игру воды» Равеля, а «Лунный свет» прямо отсылает к произведению с таким же названием Дебюсси. Однако, скорее всего, у Энеску не было цели создать цикл «аллюзий» на музыку своих предшественников; тематические совпадения вызваны только привлекательностью конкретных образов для музыкального воплощения. Во многих частях композитор прибегает к звукоизобразительности. Мы слышим и стрекотанье сверчка, и завывание ветра в каминной трубе, и голоса двух птиц – живой и механической. Все части в целом складываются в единый «сюжет», одну цепь картин, объединенных местом действия (первые три – на улице, остальные, кроме двух последних, – в доме) и временем суток (части с пятой по девятую передают поэзию ночи). Так разрозненные впечатления соединяются благодаря музыке в одно чарующее воспоминание, которое переживает вместе с Энеску и каждый его слушатель.
С циклом Энеску в концерте будут соседствовать три непрограммных сочинения –скрипичные сонаты Баха, Моцарта и Брамса. Эти произведения представляют три разные музыкальные эпохи – барокко, классицизм и романтизм – и существенно отличаются по стилю как между собой, так и от «Впечатлений» Энеску, являющихся уже музыкой XX века. Соната для скрипки и бассо континуо ми минор Баха близка другому жанру, популярному в его время, – танцевальной сюите. Она состоит из четырех частей, первая из которых – «импровизация» скрипки на фоне выдержанного баса (один звук у клавира на протяжении всей пьесы). Ее фактура напоминает прелюдии, часто открывающие танцевальные сюиты у Баха. Вторая часть сонаты – медленное Adagio, близкое вокальной арии, а третья и четвертая представляют собой танцевальные жанры – аллеманду и жигу. Оба этих танца являлись обязательной частью барочной сюиты. Конечно, сюиты Баха уже не предназначались для прикладного использования, став произведениями только для слушания. Тем более это относится к скрипичной сонате, где «аллеманда» и «жига» означают только пьесы с ритмическими и темповыми особенностями, характерными для соответствующих танцев.
Соната для скрипки и фортепиано соль мажор Моцарта также не совсем обычна с точки зрения сонатного цикла. Ее основная часть – сонатное Allegro – звучит не в начале цикла, как это традиционно бывает, а в середине, между медленной первой частью и вариационным финалом. Кроме того, при общей тональности соль мажор, тональность Allegro – соль минор. Для Моцарта эта тональность символична: именно в ней написаны его знаменитые драматические симфонии - №25 и №40. Минорное Allegro из сонаты тоже звучит весьма драматично, хотя камерный жанр и не предполагает такой степени экспрессии, как в симфониях.
В отличие от Моцарта, в скрипичной сонате соль мажор Брамса «центр событий» перемещен в финал. Вся первая часть этого цикла проходит под знаком некой лирической безмятежности. У скрипки звучат прекрасные мелодии главной и побочной партий, не контрастирующие, но дополняющие друг друга. Вторая, медленная часть отличается большей эмоциональной сложностью, вмещая в себя как светлые, так и затемненные краски. Финал же почти целиком выдержан в «таинственном» и напряженном соль миноре, который, однако, прерывается проведением светлой мажорной темы из второй части. Она же и заканчивает сонату в необычной тихой динамике, возвращая первоначальное ласковое и умиротворенное настроение.
Программу концерта исполнят лауреат международного конкурса Ника Лундстрем (фортепиано) и солист оркестра Большого театра, концертмейстер группы первых скрипок Михаил Цинман (скрипка).
Оксана Усова