Возвращение шедевров

21.11.2017

Жанр фортепианного квинтета – не из самых популярных у композиторов. Даже такими знатоками камерной музыки, как Брамс, Шуберт, Шуман, Танеев, Шостакович, написано всего по одному фортепианному квинтету. Вероятно, по причине сложности этого жанра, требующего и сбалансированности ансамбля четырех струнных инструментов, и развитой, самостоятельной фортепианной партии. Зато почти все известные фортепианные квинтеты – произведения самого высокого художественного уровня, при том, что ни один из них решительно не похож на другой. Программа концерта предоставит возможность слушателям оценить и сопоставить два квинтета великих композиторов – Роберта Шумана и Дмитрия Шостаковича.


Квинтет представляет собой традиционный четырехчастный цикл, принятый в камерной музыке, когда речь идет о трех и более участниках. Первая часть – радостное Allegro brilliante (в переводе с итальянского означает «скоро, блестяще»). Главная роль в нем отводится фортепиано, в партии которого мы слышим и «шумановские» плотные аккорды, аккомпанирующие струнным, и основные мелодические темы. Начальная тема квинтета проходит через всю первую часть, волшебным образом преображаясь из бодрой и торжественной в трепетную лирическую. Вторая часть написана в характере марша, что указал и сам Шуман своей ремаркой. О том, какой это марш, мы узнаем из первых же тактов. Минорный лад, равномерные строгие аккорды, характерный отрывистый ритм – все это признаки траурного марша. Есть здесь и светлое мажорное трио (средняя часть), традиционно присутствующее в похоронном марше. От себя Шуман вводит еще одно трио с беспокойной, порывистой темой. Траурному маршу второй части контрастирует искрометное скерцо – третья часть квинтета. Оно также содержит два трио, добавляющие новые краски к основному «образу» веселья. Финал квинтета начинается в миноре, однако это музыка не мрачного, а, скорее, мужественного характера. По жанру это танец, который Шуман украшает введением двух фугато. Второе из них строится на основной теме первой части. Благодаря такой тематической «арке» квинтет приобретает еще большую цельность и завершенность.

Квинтет Дмитрия Шостаковича столь же известен, что и шумановский, но как они непохожи, «детища» разных исторических эпох! Квинтет Шостаковича был создан в 1940 г. по просьбе музыкантов из квартета имени Бетховена, с которым композитор тесно сотрудничал. В том же году состоялась премьера, имевшая триумфальный успех. Квинтет получил признание и у слушателей, и у коллег Шостаковича – композиторов и критиков. Произведение написано в форме пятичастного цикла, где первым двум частям даны названия полифонических жанров прелюдии и фуги. В этом усматривается влияние Баха – композитора, с которым Шостакович ощущал творческую связь. В самой музыке также чувствуется баховская барочная экспрессия, хотя музыкальный язык здесь принадлежит только одному автору – Шостаковичу. Третью часть, скерцо, тоже трудно спутать с музыкой других композиторов. Гротескное сочетание регистров, характерная «кривляющаяся» тема, эпизоды намеренного музыкального примитива – все это «выдает» стиль Шостаковича. Четвертая часть переносит слушателей в совсем иную образную плоскость. Это размышление о Руси, России, ее сложной и трагической судьбе. Медленная тема начала части очень близка «русским» мелодиям Мусоргского, что неслучайно: во время написания квинтета Шостакович работал над оркестровкой оперы Мусоргского «Борис Годунов». Финал квинтета отмечен особой театральностью. В нем словно сталкиваются разнообразные персонажи – смешные, щеголеватые, таинственные. Но неожиданно в самой середине воображаемого действия звучит «крик»: струнные без фортепиано исполняют протестующую, сверхэмоциональную музыкальную фразу, после которой возвращается прежняя «театральная» музыка. В этом – весь Шостакович, композитор, зачастую скрывавший острейшие внутренние конфликты под веселой беззаботной маской.

В концерте примут участие Мария Бутакова (скрипка), Владимир Скляревский (скрипка), Любовь Токарева (альт), Борис Лифановский (виолончель), Вера Часовенная (фортепиано), Анна Гришина (фортепиано).

Оксана Усова