Версальская история

26.11.2017

Эпоха барокко знаменательна не только высочайшим расцветом духовной музыки, вокальной и инструментальной полифонии, но и бурным развитием светских танцевальных жанров и хореографического искусства в целом. Во Франции начинает действовать Королевская академия танца и придворный балет, в постановках которого участвует сам король-солнце Людовик XIV (даже само это «прозвище» получивший благодаря участию в «мерлезонских» балетах). Над созданием хореографических спектаклей работают крупные мастера – композитор Люлли, драматург Мольер, хореограф Бошан. В числе произведений Люлли – более двух десятков балетов, а также хореографические дивертисменты и отдельные танцы. Из них особую известность приобрел Гавот ре минор, вошедший в программу нашего концерта. В эпоху барокко гавот был парным подвижным танцем, включавшим прыжки и различные другие фигуры. Именно Люлли ввел его в число придворных танцев.

Конечно, танцевальная музыка во Франции и других странах существовала не только в рамках балетных спектаклей и придворных празднеств. Она проникала и в инструментальные жанры, совсем не предназначенные для хореографической интерпретации. Так, например, случилось с полонезом и менуэтом, ставшими частями барочной инструментальной сюиты. В концерте прозвучат два этих танца из Сюиты для оркестра си минор Баха. Первый из них, полонез (что означает «польский») – танец в умеренном темпе в трехдольном размере. Он появился в XVI столетии, и рождением своим был обязан пышным процессиям при дворе короля Генриха Валуа. В XVIII веке он вошел в моду в Германии и оттуда распространился по всей Европе.

Родиной менуэта является Франция. Изначально это был сельский танец, но в XVII-XVIII веках он проник и в аристократическую и придворную среду. Характерные для менуэта движения – церемониальные поклоны, изящные шаги и легкое скольжение. Менуэт стал одним их немногих барочных танцев, «задержавшихся» в музыке классического периода: у венских классиков Гайдна, Моцарта и, частично, Бетховена он был обязательной третьей частью симфонии. В музыке Баха менуэт нередко встречается в сюитах и партитах.

Пассакалья (и ее включали в барочную сюиту) тоже имеет танцевальное происхождение. Так называлась испанская песня, а позднее – и танец торжественного характера. В Европе он получил известность благодаря распространению испанской гитарной музыки. Для пассакальи характерен медленный темп, трехдольный размер и очень возвышенное настроение. Важной особенностью танца является его форма – вариации на выдержанный бас. В концерте прозвучит знаменитая пассакалья Генделя из его Сюиты для клавесина соль минор.

В творчестве Вивальди прямые обозначения танцевальных жанров не очень часты. Однако вся его музыка, несомненно, связана с движением. Быстрые части его произведений настолько же обладают невероятным динамизмом, насколько медленные – грациозной плавностью. Подтверждением может служить, например, концерт для флейты, струнных и бассо континую ре мажор «Щегленок». В его быстрых крайних частях «изображается» не только пение птицы, но и как будто ее стремительные движения. Средняя часть концерта – умиротворенное любование природой, но и здесь мы постоянно чувствуем упругую пульсацию времени.

«Птичья» тема возникнет в нашем концерте еще один раз – в пьесе французского композитора XIX века Луи Баллерона «Шумная птица». Тут для создания образа забавного пернатого существа привлекается еще один известный «польский» танцевальный жанр – и имя ему полька.

Мелодии и ритмы эпохи барокко оказываются притягательными и для современных композиторов, которые иногда используют их в качестве материала для своих собственных сочинений. Одним из таких авторов является Клод Боллинг - французский джазовый пианист, композитор, аранжировщик. Его популярная композиция – Сюита для флейты и джазового трио № 1 «Версальская». Она состоит из семи частей, в которых, наряду с джазовой, звучит и музыка, приближенная к барочной. Боллинг по-разному сочетает два противоположных стиля: то сталкивает их «лицом к лицу», как в первой части «Барокко и блюз», то «подмешивает» в медленную музыку a la барокко свинговые ритмы. В концерте примут участие наши «гости» Эльнара Красилова (скрипка), Анна Гришина (фортепиано) и солисты оркестра Большого театра Александр Калашков (скрипка), Ольга Жмаева (альт), Степан Худяков (виолончель), Кирилл Носенко (контрабас), Николай Попов (флейта), Антон Михалевский (ударные).

Оксана Усова