«Вокальный» Моцарт – это, прежде всего, опера, концертная ария и песня. Круг основных вокальных жанров у Мендельсона несколько иной: оратория, духовная музыка и песня. Что хорошо видно и в программе нашего концерта.
Отдельным «блоком» идут концертные арии Моцарта. Большинство были «предназначены» какому-либо определенному певцу – знакомому или другу Моцарта. Так, например, ария «Va, dal furor portata» (K. 21) была написана для Эрколе Чипранди, исполнителя «второго ряда», зато она стала первым театральным «опытом» будущего знаменитого оперного композитора. Моцартовская ария – это монументальный и виртуозный вокальный номер, своеобразный «маленький концерт» для солиста в традициях оперы-сериа. Арию с речитативом «Basta, vincesti… Ah, non lasciarmi, no» (K. 486а) на стихи Метастазио из его либретто «Покинутая Дидона» Моцарт сочинил для Доротеи Вендлинг, жены флейтиста мангеймской придворной капеллы. В ней Моцарт изображает отчаяние Дидоны, ее страстную мольбу к Энею, собирающемуся ее покинуть. Вокальная партия здесь глубоко прочувствована; в ней отсутствует излишняя виртуозность, еще имевшая место в более ранней «Va, dal furor portata».
В концерте прозвучат также несколько песен Моцарта на стихи разных поэтов. Возможно, самая известная из них – «Das Veilchen» («Фиалка», K.476) на слова И.В. Гете. Очевидно, у Моцарта это стихотворение вызвало личный отклик. В нем идет речь о том, как страдает фиалка, которую не заметила красавица пастушка. Песня отличается лаконичностью средств и при этом большой тонкостью и выразительностью. О том, что Моцарта глубоко тронул образ несчастного цветка, говорит один важный штрих: к тексту Гете композитор добавил свои слова, звучащие в конце песни: «Бедная фиалка! Как мила была наша фиалка!» Песня «Фиалка» явилась единственным обращением Моцарта к поэзии Гете. Остальные песни, вошедшие в программу, как и все песенное творчество Моцарта в целом, созданы на стихи малоизвестных сейчас авторов. Это песни «Abendempfindung» («Вечернее настроение», K.523) на стихи Иоахима Генриха Кампе, «An Chloe» («К Хлое», K.524) на стихи Иоганна Георга Якоби, «Als Luise die Briefe ihres ungetreuen Liebhabers verbrannte» («Когда Луиза сжигала письма своего неверного возлюбленного», К. 520) на стихи Габриэлы фон Баумберг (последняя предназначалась для молодого певца и друга Моцарта Готфрида фон Жакена).
В песенном творчестве Мендельсона – композитора-романтика – возникает иной круг образов. Как известно, романтизм тяготеет к сюжетам таинственным, нередко фантастическим, связанным с поэтикой народных сказаний и легенд. Именно в эту эпоху появляется жанр музыкальной баллады, для которой характерен мрачный колорит, а иногда мотив вмешательства потусторонних сил. Балладный склад имеют песни Мендельсона «Reiselied» («Песня странника») на стихи Г. Гейне и «Hexenlied» («Песня ведьм») на стихи Л. Г. К. Гелти с «возбужденным» фортепианным сопровождением и наполненной драматизмом вокальной партией. Напротив, в песнях Venetianisches «Gondellied» («Песня гондольера») на стихи Т. Мура и «Der Mond» («Луна») на стихи Э. Гейбеля выражено светлое томление, теплое лирическое чувство. Песня «Neue Liebe» («Новая любовь») на стихи Гейне имеет характер таинственного скерцо. Ее музыка напоминает знаменитое «эльфийское» скерцо из «Сна в летнюю ночь» Мендельсона, и это неслучайно: в стихотворении Гейне речь также идет об эльфах. Необычна для Мендельсона песня Todeslied der Bojaren («Смертная песня бояр») на слова К. Клингеманна. Текст для нее Мендельсон взял из драмы Клингеманна «Бояре», первой части его трилогии «Алексей» на темы из русской истории. Поэт и композитор обсуждали возможность написать совместную оперу, однако Мендельсон отказался и только несколькими годами позднее сочинил на текст Клингеманна песню. По ее сюжету три боярина ждут казни за измену Петру Великому. Трагизм ситуации выражен с помощью звучания низкого голоса a capella – без инструментального сопровождения, тяжелой маршевой «поступи». В концерте также прозвучит известное сочинение Мендельсона «Auf Flügeln des Gesanges» («На крыльях песни») на стихи Гейне. Стиль композитора выразился здесь с наибольшей полнотой. Закругленная мелодия, плавный аккомпанемент, гармоничный, спокойный характер – по этим признакам мы безошибочно узнаем музыку Мендельсона.
Кроме песен, в концерте прозвучит несколько номеров из оратории Мендельсона «Илия». Это сочинение было написано в 1845-46 гг. как часть «триптиха» на библейские сюжеты, состоявшего из ораторий «Илия», «Христос», «Павел». Из них были закончены только две – «Илия» и «Павел», сразу получившие одобрение публики. Оратория «Илия» виделась Мендельсону актуальным произведением: «Я представляю себе Илию настоящим пророком, какого нам нужно было бы теперь». В программу вошли две арии из первой и второй частей: «Sei stille dem Herrn» («Перед Господом сил склонись, раб Его!») и «Ist nicht des Herrn Wort» («О, горе отступникам, горе!»). С этими номерами перекликается знаменитая «Tuba mirum» («Труба вострубит») из Реквиема Моцарта - квартет четырех солистов, раскрывающий тему Страшного суда как торжества справедливости.
В концерте примут участие Анастасия Барун (сопрано), Тамуна Гочашвили (сопрано), Марта Данусевич (сопрано), Утарида Мирзамова (сопрано), Елизавета Улахович (сопрано), Виктория Каркачева (меццо-сопрано), Евгения Асанова (меццо-сопрано), Мария Баракова (меццо-сопрано), Дарья Шкредова (меццо-сопрано), Вадим Волков (контратенор), Тарас Присяжнюк (тенор), Андрей Скляренко (тенор), Дмитрий Чеблыков (баритон), Андрей Кимач (баритон), Игорь Коростылев (бас).
Оксана Усова