Бетховен, Шуберт, Шостакович

10.06.2018

Соседство в программе концерта Бетховена и Шуберта вполне закономерно. Творчество Бетховена завершило великую эпоху под названием «классицизм», Шуберт имеет «репутацию» первого композитора-романтика. При этом жили они практически в одно и то же время (уходы их из жизни разделяет всего лишь один год), в одном и том же городе, Вене, и даже имели одного и того же педагога – Антонио Сальери (правда, это уже в разное время). Между ними очень много общего, и Ноктюрн Шуберта для фортепианного трио – одно из тому подтверждений. Философского характера адажио написано в тональности ми бемоль мажор, с которой ещё со времен эпохи барокко связывался некий мистический, сакральный смысл. По-бетховенски масштабно звучит и основная тема, и серединный раздел, в котором бурные фактурные контрасты, вызывающие ассоциации с героическими «бетховенскими» образами, подчеркнуты исключительно романтически неожиданными и резкими тональными сдвигами. От Ноктюрна, с философской и интеллектуальной наполненностью его лирики, тянутся «нити» не только к Бетховену, но и к Баху, и Брамсу.

Четвертый фортепианный концерт Бетховена соль мажор был последним, в котором сольную партию на премьере сыграл сам автор. После двух авторских исполнений при жизни Бетховена этот концерт больше не звучал: знатоки музыки его оценили, но большинству он показался слишком необычным и недостаточно эффектным, лишенным привычной для жанра броской технической сложности.

Концерт имеет посвящение, и адресовано оно неимператору, как можно было бы предположить, а эрцгерцогу Рудольфу, представителю династии Габсбургов, сводному брату императора Франца. Для эрцгерцога, с детства обладавшего слабым здоровьем, была невозможна ни военно-политическая карьера, ни семейная жизнь, и главным утешением для него стала музыка. Ему посвящен ряд произведений Бетховена, среди которых – Четвертый и Пятый концерты, сонаты, камерные сочинения. Из-за высокого общественного положения выступать публично он не мог, но, судя по всему, был в состоянии исполнить все посвященные ему очень непростые сочинения. Кроме того, он и сам сочинял музыку: сохранилось двадцать семь законченных опусов, написанных на достаточно высоком профессиональном уровне.

Первая часть концерта необычна с первых же звуков: она открывается возвышенным, просветленным сольным «высказыванием» фортепиано, напоминающим сдержанное хоровое пение и настраивающим слушателя на медитативный лад. Такие жанровые ассоциации крайне нетипичны для жанра концерта. Формально темп, заявленный в первой части, Allegro moderato, но на самом деле он производит впечатление если не медленной, то очень неспешной музыки. Она вся связана с топосом пасторали, что в историческом контексте жанра концерта также вызывает удивление. «Проливает свет» на содержание всего сочинения его вторая часть – Andante con moto. По форме она напоминает сцену из оперы, в которой сменяют друг друга выразительные речитативы и ариозо, и такое неожиданное воплощение наводит на мысль о скрытой сюжетности, программности произведения, которая, очевидно, не была прямо заявлена Бетховеном, так как для его современников этот замысел был понятен без слов. В эпоху романтизма был предложен вариант программы Andante – диалог Орфея с фуриями в загробном царстве. Такая трактовка объясняет многое: строгие, суровые реплики струнных воспринимаются как аккомпанемент к оперному речитативу secco (и написаны они в соответствии с его правилами), а фортепиано, с его «лирным» полнозвучием, ассоциируется с образом Орфея. Вся часть выдержана в тихой динамике (используется левая педаль), что придает музыке мистический характер. Каденция – типичный атрибут концертного жанра, призванный продемонстрировать мастерство и виртуозность солиста, – также создает мистическую звучность, на этот раз крайне напряженную, резкую, от которой веет потусторонним холодом. Знающий сюжет мифа об Орфее слушатель сам составит мнение о содержании этого эпизода.

Так становится понятным «происхождение» пасторального звучания первой части: философский, вне линейного времени диалог певца Орфея с природой, миром, а, возможно, и самим Творцом. Пасторальность есть и в финале, но иная: солнечная, светлая, с оттенком мягкой скерцозности. Можно назвать это «альтернативной концовкой истории» Орфея – в жизнеутверждающем ключе. Иначе Бетховен не был бы Бетховеном!

Квинтет Шостаковича, которому отдано второе отделение концерта, оказалось одним из немногих его сочинений, принятых публикой с единогласным восторгом. Состоящая из пяти контрастных частей, эта масштабная композиция впечатляет своей целостностью. Каждая из них представляет собой «отсылку» к одной из эпох прошлого. Так, первые две части являются своеобразным барочным малым полифоническим циклом (Прелюдия и Фуга), медленная, четвертая часть (Интермеццо) вызывает ассоциации с барочной арией, а третья и пятая части (Скерцо и Финал) напоминают яркие образы венских классиков. Эта своего рода камерная симфония продолжает выдающуюся линию русских фортепианных квинтетов – от Танеева до выдающихся художников ХХ века.

В концерте принимают участие Анна Гришина, Вера Часовенная, Яков Кацнельсон (фортепиано), Владимир Скляревский, Екатерина Бутакова (скрипка), Любовь Токарева, Алексей Яненко (альт), Борис Лифановский (виолончель).

Наталия Абрютина