Голос валторны

28.06.2018

Его талант и мастерство получили высокую оценку в самом начале карьеры. Молодой музыкант последовательно становится лауреатом очень престижных состязаний, среди которых Международный конкурс Баварского радио в Мюнхене и знаменитая «Пражская весна». Хотя и к тому времени он уже успел зарекомендовать себя: в Мюнхен он едет уже в качестве артиста оркестра театра оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинского) в составе квинтета духовых инструментов. Другие места работы были под стать первому: оркестр Большого театра, оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, Большой симфонический оркестр Всесоюзного Радио и Телевидения и, наконец, оркестр Большого театра, куда Игорь Борисович вернулся в 1982 г. и где служил до конца жизни.

В первом отделении концерта, посвященного памяти первого валторниста ГАБТ (1982 – 2002), прозвучит ряд эффектных масштабных сочинений, написанных для валторны и раскрывающих все разнообразные грани его самобытного «голоса».

Вечер откроет Первый концерт Рихарда Штрауса для валторны с оркестром (в переложении для квартета валторн Ф. Эккерта), написанный композитором в возрасте восемнадцати лет и ставший одним из первых его серьезных сочинений, а впоследствии – одним из наиболее исполняемых валторновых концертов (наряду с концертами Моцарта). Особый интерес Штрауса к этому инструменту был совсем неслучаен: его отец – Франц Штраус – был известным валторнистом (любопытно, что, познакомившись с нотами этого концерта, он нашел его чрезмерно сложным для исполнения). Трехчастный концерт написан еще в соответствии с немецкой классической и романтической традицией, ясностью языка и выстроенностью формы напоминая концерты Моцарта, а плотностью, насыщенностью оркестрового письма и общим эмоциональным строем – музыку Шумана. Однако в нем уже дремлет будущая вулканическая мощь, свойственная оркестровому стилю Штрауса и отличающая его, пожалуй, от всех других представителей позднего немецкого романтизма.

Концерт для валторны Рейнгольда Глиэра был написан по заказу профессора Московской консерватории валторниста Валерия Полеха. Будучи одним из самых «продолжительных» среди валторновых концертов, он требует от исполнителя большой выносливости и технического мастерства, а также множества настоящих «актерских» перевоплощений. Andante – средняя часть концерта – напоминает по характеру романс в истинно романтическом стиле, насыщенный изысканными хроматизированными гармониями и томными, «пряными» интонациями. Возвышенный, лирический образ прекрасно сочетается с поэтичным тембром валторны, напоминающим своим звучанием проникновенное пение.

Антонио Розетти – немецкий композитор чешского происхождения, современник В.А. Моцарта. Его наследие включает более четырехсот сочинений, среди которых сорок четыре симфонии, инструментальные концерты, духовная музыка. Многие произведения были очень популярны при его жизни; известно, что концерты Розетти высоко ценил и пропагандировал Йозеф Гайдн. Его творчество было вновь открыто в конце XX века, и был издан солидный каталог его сочинений. Среди них наиболее известны и широко исполняются концерты для валторны и двух валторн с оркестром. В программе прозвучат вторая и третья части концерта ми-бемоль мажор для двух валторн с оркестром, причем одну из партий исполнит флюгельгорн – медный духовой инструмент, близкий по строению к трубе и корнету, но обладающий более мягким, обволакивающим, «валторновым» звуком.

Квартет для четырех валторн Фридриха Константина Гомилиуса – наиболее известное сочинение композитора. Немец по происхождению, он был сыном профессора Санкт-Петербургской консерватории, основоположника петербургской валторновой школы. Эффектный и виртуозный квартет невероятно удачно раскрывает выразительные возможности и «облики» валторны, предстающей то торжественной фанфарой, то веселым охотничьим рогом, то благородного звучания человеческим голосом.

Во втором отделении слушателей ждет настоящая «гирлянда» камерных сочинений. Романс Шумана для гобоя и фортепиано – светлая, легкая, полная нежности миниатюра – будет исполнена в переложении для трубы и фортепиано. Продолжит лирическую линию вальс из оперы Прокофьева «Война и мир» – музыка, рисующая образ Наташи Ростовой, наполненная ощущением женственности, хрупкости, тревожного и трепетного ожидания. Первую часть виолончельной сонаты Брамса исполнят виолончелист Борис Лифановский, сын Игоря Борисовича, и Вера Часовенная (фортепиано), в дуэте с которой музыкант неоднократно выступал и осуществил ряд уникальных записей.

Программу завершат две концертные фантазии для духового квинтета – «Мемуары Рудольфа» Дж. Пуччини – Н. Попова по мотивам оперы «Богема» и Фантазия на темы из оперы Чайковского «Пиковая дама» С. Лысенко.

В концерте примут участие Артем Мартыненко, Алексей Рынзин, Николай Шкляр, Василий Носаков, Виктор Шефер, Алексей Раев, Артур Арзуманов, Александр Андрусик, Алексей Канарев (валторна), Алексей Корнильев (флюгельгорн), Андрей Иков (труба), Борис Лифановский (виолончель), Яков Кацнельсон, Вера Часовенная, Мария Черная, Елена Казина (фортепиано), Николай Попов (флейта), Сергей Лысенко (гобой) , Сергей Петров (кларнет) , Андрей Рудометкин (фагот).

Наталия Абрютина