Шостакович: камерная музыка

01.07.2018

Этот концерт, посвященный творчеству Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, познакомит слушателей с тремя шедеврами его камерно-инструментальной музыки. В отличие от многих других его произведений, которые не были поняты современниками, их творческая судьба оказалась счастливой, и уже при жизни композитора они по праву заняли достойное место в мировом репертуаре.

Сочинения Шостаковича занимают существенное место в репертуаре виолончелистов. Им написаны два концерта для виолончели с оркестром, впервые исполненные Мстиславом Ростроповичем. Кроме того, виолончели поручены экспрессивные сольные монологи в Четырнадцатой и Пятнадцатой симфониях и весьма значительные, порой выходящие на первый план партии в камерных ансамблях. Первым опытом обращения Шостаковича к инструменту, ставшему впоследствии одним из любимых, стала Соната для виолончели и фортепиано (1936), результат дружбы и творческого сотрудничества с виолончелистом Виктором Кубацким. Сразу же она завоевала большую симпатию музыкантов, как коллег-композиторов (ее высоко оценил такой требовательный «критик», как Николай Мясковский), так и исполнителей. Желающих исполнять ее было множество, и композитор каждый раз аккомпанировал новому солисту. Эта соната стала первым большим камерным сочинением Шостаковича, проложившим себе дорогу на мировые сцены: среди ее первых исполнителей на Западе стали такие «асы», как Григорий Пятигорский и Пьер Фурнье.

Середина 30-х годов в творчестве Шостаковича была отмечена поворотом к «чисто» инструментальной музыке. По разным причинам, в том числе и сугубо практического характера, в 20-е годы композитор уделял большое внимание музыке для театра и кино, но позже ситуация изменилась, и сам Шостакович говорил о «большом прорыве в области камерной музыки». В то время активно обсуждались «проблемы» музыкального языка, и от композиторов негласно требовалось привести его к большей ясности, естественности, простоте восприятия, и, как тогда говорилось, «чистоте». Виолончельная соната оказалась вполне в русле этой тенденции, однако в ней простота не подменяется, по словам самого Шостаковича, «упрощенчеством», и внешняя консервативность музыкального языка и строения не имеет ничего общего ни со стилизацией, ни с пошлостью.

Стиль сонаты резко отличается от сочинений, созданных Шостаковичем незадолго до нее, – экспериментальной оперой «Нос» и броскими, «агрессивными» фортепианными произведениями. Ее можно рассматривать как своего рода дань романтической эпохе, но, несмотря на «консерватизм» музыкального языка, в ней все же ощущается неповторимые черты музыки Шостаковича. В четырехчастной сонате, написанной в явно слышимой тональности ре минор, композитор обращается к классическим формам и традициям (вплоть до венско-классического повторения экспозиции первой части), а в гармонии доминирует диатоническое начало. Романтический характер музыки определяет и выразительная, широкого дыхания главная тема первой части, и лирическая побочная, с переходами виолончели от экспрессивно-благородного низкого тембра к трепетному, нежному высокому регистру, и скерцо, напоминающее о музыке Брукнера, и практически традиционно жанровый финал. При этом музыкальная ткань сонаты графична, скупа и очень далека от типично романтического «многозвучия», лишена «самолюбования» и красивости. В каждой из частей находится место осторожным, тревожным pizzicato и затемненным, закрытым задумчивым монологам, без которых немыслим музыкальный мир Шостаковича. Однако в целом соната остается одним из немногих сочинений композитора, производящих светлое впечатление.

Струнный квартет по праву считается одним из самых сложных и тонких жанров камерно-ансамблевой музыки. Квартеты Шостаковича являются подлинными вершинами этого жанра в музыке XX века, продолжая линию великих мастеров прошлого – Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского, Бородина. По первоначальной задумке, Шостакович планировал создание «мегацикла» из двадцати четырех квартетов. В итоге, было написано пятнадцать (любопытно – столько же, сколько и симфоний). Родились они благодаря сотрудничеству автора с одним из ведущих коллективов СССР и мира – Квартетом имени Бетховена, продолжавшимся с 1938 г. (с момента написания Первого квартета) до конца жизни Шостаковича. Квартет им. Бетховена был первым исполнителем большинства квартетов Шостаковича, который третий и пятый посвятил Квартету имени Бетховена в целом, а с одиннадцатого по четырнадцатый — каждому участнику коллектива в отдельности. Третий Квартет (1946) стал высшим достижением композитора – первое исполнение в Москве прошло с триумфальным успехом. После премьеры выдающийся пианист и публицист Константин Игумнов писал: «Этот человек чувствует и видит жизнь глубже, чем мы – все другие музыканты, вместе взятые». Через четыре года и сам Шостакович в письме к композитору Эдисону Денисову назвал Третий квартет одним из своих самых удачных сочинений. Это грандиозное пятичастное произведение стало последним звеном в цепи его «полотен», так или иначе связанных с темой войны, зла и насилия (Ленинградская и Восьмая симфонии, Фортепианное трио, Вторая соната для фортепиано).

Второе отделение концерта целиком посвящено еще одному шедевру – Фортепианному квинтету соль минор, ставшему, возможно, важнейшим произведением этого жанра в музыке ХХ столетия. Он появился в 1940-е гг., еще до начала войны, и был написан по предложению участников Квартета имени Бетховена. В 1941 г. за этот квинтет композитор был удостоен Сталинской премии, став первым ее лауреатом (наряду с Мясковским и Шапориным) и получив ошеломляющую по тем временам награду – сто тысяч рублей. Все деньги он решил употребить на помощь нуждающимся родным и знакомым. Получив тридцать седьмое письмо с просьбой о поддержке, Дмитрий Дмитриевич пришел на занятия со студентами удрученный и сообщил: «Деньги кончились». От премии осталась только золотая медаль с изображением Сталина, которую в эпоху Хрущева, после переименования премии в Государственную, Шостакович был вынужден поменять на другую, позолоченную.

Состоящая из пяти контрастных частей, масштабная композиция Квинтета впечатляет своей целостностью. Каждая часть представляет собой «отсылку» к одной из эпох прошлого. Так, первые две части являются своеобразным барочным малым полифоническим циклом (Прелюдия и Фуга), медленная, четвертая часть (Интермеццо) вызывает ассоциации с барочной арией, а третья и пятая части (Скерцо и Финал) напоминают яркие образы, созданные венскими классиками. При этом модальность и тип мелодической линии роднят произведение с русской классикой. Это своего рода камерная симфония, и она продолжает «линию» русских фортепианных квинтетов – от Танеева до выдающихся художников ХХ века.

В концерте примут участие Светлана Микляева, Нонна Маничева, Александр Калашков, Яна Неустроева (скрипка), Алексей Яненко, Дина Жукова (альт), Арсений Котляревский, Петр Кондрашин (виолончель), Елена Попкова (фортепиано).

Наталия Абрютина