Творчество Джузеппе Верди по праву считается одним из высших достижений мирового искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века. Все принадлежащие его перу произведения – вокальные: это двадцать шесть опер и монументальный Реквием. Единственное инструментальное сочинение Верди – Струнный квартет. Написан он был, можно сказать, по воле случая: в марте 1873 года, в самый разгар подготовки к постановке оперы «Аида», неожиданно заболела примадонна Тереза Штольц, исполнявшая заглавную партию, и премьеру пришлось отложить. В освободившееся от репетиций время и был сочинен этот квартет – и только после благополучной премьеры оперы был исполнен у композитора дома в кругу друзей. Поначалу Верди не относился к своему квартету серьезно, три года не поддавался на уговоры издателя опубликовать его и даже одно время возражал против его публичного исполнения. Тем не менее, вскоре это сочинение прочно вошло в репертуар камерных ансамблей, а через несколько лет была выполнена его редакция для струнного оркестра, в которой он был исполнен в Лондоне в 1877 г. масштабным составом из восьмидесяти инструментов.
В квартете ясно чувствуется «рука» оперного композитора: все темы отличаются особым изяществом, вокальной естественностью, плавностью и красотой, сочетаясь при этом с безукоризненной ясностью формы и прозрачностью, филигранностью фактуры. Многие музыкальные темы вызывают ассоциации с образами опер Верди – в особенности трех последних шедевров. Так, главная тема первой части напоминает об интонациях страстной и гордой Амнерис из «Аиды», а стремительная фуга из финала и предшествующее ей скерцо – о «стрекотании» болтливых кумушек из комического «Фальстафа», последней оперы масэстро. На место традиционной лирической второй части Верди помещает изысканную мазурку, вызывающую в памяти образы светских сцен его опер, например, «Травиаты».
Появление оркестрового варианта этого квартета неслучайно: четыре его части воспринимаются скорее как оркестровая сюита, чем как интимный камерный ансамбль.
Струнный квартет фа мажор Морис Равель написал в 1903 г., во время учебы в Парижской консерватории, и посвятил своему учителю композиции – Габриэлю Форе. Мастерство автора и новизна музыкального языка этого сочинения широко обсуждались современниками, и если публика сразу оценила и приняла его очень тепло, то академически настроенная профессура консерватории нашла в нем «отсутствие простоты» и даже «тягостность». В этом ярком, изысканном, истинно французском сочинении прослеживаются важные для Равеля неоклассицистские тенденции: каждая из частей отличается особенной четкостью, лаконичностью, стройностью формы, своего рода «кристалличностью» структуры. Главную роль в образном строе квартета играют различные лирические оттенки.
Пасторальная, светлая первая часть, с ремаркой «très doux» («очень нежно») написана в компактной сонатной форме, лишенной при этом обычно присущей сонатному allegro конфликтности, и предвосхищает фортепианную Сонатину, которая появится спустя два года. Вторая часть - Assez vif, très rythmé – производит очень свежее, даже экзотическое впечатление благодаря переменному размеру с постоянно меняющимися акцентными долями, легкому, летящему звучанию pizzicato у всех инструментов, и необычному, изменчивому ладовому колориту. Третья часть, которую автор предписывает исполнять «très lent» («очень медленно») – лирическая «сердцевина» квартета, но в этой лирике нет романтического «жара» - скорее, ее можно назвать холодноватой (как прекрасная снежинка), чуть отстраненной, прозрачной – и призрачной, местами медитативной. В отдельных фрагментах музыка перекликается с символистской эстетикой оперы «Пеллеас и Мелизанда» старшего современника Равеля Клода Дебюсси. Финал, начинающийся в стремительном движении и упругом размере 5/8, увлекает слушателя в водоворот зажигательных «нерегулярных» ритмов, порой напоминающих ритмы испанских танцев, и оставляет от всего сочинения светлое и полетное впечатление.
Во втором отделении прозвучит Трио до минор Феликса Мендельсона – выдающегося композитора, исполнителя, общественного деятеля, создавшего Лейпцигскую консерваторию и оркестр Гевандхаус и открывшего слушателю после многолетнего забвения музыку великого И.С. Баха. В трио нашли отражение характерные черты творческого «облика» Мендельсона: в первой части – драматизм и благородная патетика, перекликающаяся своей строгостью и собранностью с образами эпохи барокко, во второй части – проникновенная, целомудренная лирика, связанная с образным миром «Песен без слов». Третья часть – виртуознейшее скерцо – наводит на мысль о фантастических образах мира светлячков и эльфов из «Сна в летнюю ночь». Быстрый и драматичный финал, напоминающий яростную жигу из барочной клавирной сюиты, насыщен огромным разнообразием полифонических приемов, которыми композитор владел в совершенстве. Вторая тема финала написана в духе протестантского хорала или духовной песни и становится основой для прекрасной, распускающейся, как цветок, торжественной кульминации всего трио.
В концерте примут участие Теймур Усубов, Анна Яновская (скрипка), Дмитрий Усов (альт), Борис Лифановский (виолончель), Павел Домбровский (фортепиано).
Наталия Абрютина