Импрессионистская фантазия

30.10.2018

Музыкальный импрессионизм – направление, сложившееся во Франции в последней четверти ХIХ – начале XX века, родственное импрессионизму в живописи и символизму в поэзии. Возникло оно как своего рода ответ позднему романтизму с его сверхэмоциональностью и порой чрезмерной драматической наполненностью. Мир импрессионистов – это иная вселенная. Вселенная гедонизма и созерцания, царство неуловимых ароматов, неясных очертаний, еле слышимых звуков и едва уловимых предчувствий. А что касается этого концерта, то имена композиторов, чьи произведения прозвучат, наверняка окажутся новыми даже для искушенных слушателей.

Флоран Шмитт (1870-1958) – композитор, пик популярности которого пришелся на начало ХХ века. В жизни и творчестве ему сопутствовал успех: он вырос в семье профессиональных музыкантов, в возрасте девятнадцати лет стал студентом знаменитой Парижской консерватории, а в 1900 г. был удостоен Большой Римской премии, оказавшись в ряду таких гигантов, как Берлиоз, Гуно, Массне, Бизе и Дебюсси. Шмитту принадлежат сто тридцать восемь опусов, написанных в различных жанрах – от сольных инструментальных миниатюр до грандиозного «Псалма XLVII» для сопрано, хора, оркестра и органа. Кроме того, уже при жизни он стал весьма известен как беллетрист и музыкальный критик, и его статья о «Весне священной» Стравинского была горячо одобрена и рекомендована к переводу на русский язык самим автором, угодить которому было очень сложно. «Сюита в стиле рокайль» написана для изысканного инструментального состава – струнного трио, флейты и арфы. Рокайль (рококо) – стиль во французском искусстве XVIII века, отличающийся изобилием мелких филигранных деталей и украшений и отдающий предпочтение игривым, галантным и кокетливым образам. Сюита из четырех небольших частей, переливающихся неожиданными гармоническими и фактурными «красками», звучит действительно по-импрессионистски и очень по-французски.

Жозеф Йонген (1873-1953) – бельгийский композитор и органист, директор консерватории в Брюсселе, современник Флорана Шмитта и также лауреат Римской премии – бельгийского аналога французской. (Академия изящных искусств в Антверпене, следуя примеру Парижской консерватории, учредила свою Римскую премию для молодых талантов). Невероятно требовательный к себе, он уничтожил большую часть написанных им сочинений, но, несмотря на это, среди них сохранилось большое количество симфонических, камерных, вокальных и органных произведений. Его «Протяжный танец» для флейты и арфы – изысканная импрессионистическая миниатюра, в которой мягкие переливы арфы и холодновато-благородное звучание флейты погружают слушателя в настоящее «облако» звуковой неги.

Жан Эмиль Поль Крас (1879-1932) – французский композитор и военный моряк, сделавший прекрасную карьеру, дослужившись до чина контр-адмирала. Выросший в семье военного медика, он начал сочинять музыку как «самоучка» и к двадцати годам уже был автором внушительного списка сочинений. Решающей в творческой судьбе музыканта стала его встреча с композитором Анри Дюпарком, ставшим его наставником и близким другом. Центральное место в наследии Краса занимают камерные сочинения, среди которых особенно выделяются Струнное трио (1926) и Квинтет для флейты, арфы и струнного трио (1928). Квинтет со своим прозрачным и свежим звучанием мерцает то отголоском танца, то далеким таинственным «пением», то вызывает ассоциации с мягким покачиванием морских волн. А трио, написанное очень смелым для своего времени музыкальным языком с множеством диссонансов, усугубленных экспрессивным звучанием струнных, производит впечатление настоящего таинства.

Завершит вечер музыка Андре Жоливе (1905-1974), одного из наиболее «передовых» композиторов первой трети ХХ века. Он попал в самую гущу музыкального авангарда того времени: тут были и частные занятия с пионером электронной и конкретной музыки Эдгаром Варезом, и непосредственное участие в группе «Молодая Франция», возглавляемой Оливье Мессианом. После Второй мировой войны (Жоливе был призван на службу) его музыкальный язык претерпел значительные изменения. На смену сложным авангардным приемам пришла большая прозрачность и ясность изложения.

Еще в период обучения у Вареза важной сферой творчества Жоливе стала так называемая «волшебная», «магическая» музыка. Он писал: «Я хочу вернуть музыке ее первоначальный античный смысл, когда она была выражением магического и заклинательного начала религии, объединяющей людей». В этом свете раскрывается замысел его пьесы «Песнь Линоса», основой программы которой является сюжет древнегреческого мифа. По этому мифу, Линос, сын Аполлона и дочери аргосского царя Псамафы, был отдан своей матерью на воспитание пастухам и разорван собаками. За это бог наслал на Аргос страшную Месть, убивавшую детей. Трагическая судьба Линоса стала темой многих скорбных песен. В сочинении Жоливе эту песнь «поет» солирующая флейта, и, несмотря на то, что в этот период композитор уже отказывается от атонального языка, ее партия чрезвычайно виртуозна, причем в контексте виртуозности и выразительности авангардной музыки ХХ века, и изобилует многими современными, поражающими воображение приемами.

В концерте примут участие Елизавета Симоненко (арфа), Станислав Ярошевский (флейта), Светлана Микляева (скрипка), Михаил Ковальков (альт) и Степан Худяков (виолончель).

Наталия Абрютина