Западноевропейская камерная вокальная музыка поистине неисчерпаема. Программа нынешнего концерта солистов оперы Большого включает сочинения Шуберта, Бетховена и Вагнера, написанные «в русле» великой традиции немецкой Lied. Также слушателей ожидает темпераментная музыка испанца Мануэля де Фальи.
Вечер откроет Франц Шуберт, первый композитор-романтик, для которого жанр песни, прежде занимавший второстепенное положение, стал основой художественного мира. Прозвучат два его сочинения – из разряда самых необычных и даже «загадочных». «Пастух на скале» бы написан в 1828 г. незадолго до смерти композитора. Это единственная его песня с участием солирующего кларнета, партия которого облигатна, то есть полностью самостоятельна и равноправна с остальными «участниками» партитуры. Песня, к тому же, своеобразна с жанровой точки зрения: она принадлежит к редко встречающемуся типу Kantatenlied – жанру, в котором сочетаются черты песни и кантаты. В качестве источника текстов Шуберт выбирает несколько свободно скомпилированных стихотворений Вильгельма Мюллера (своего товарища, на стихи которого написаны оба его вокальных цикла – «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь») и Гельмины фон Шези – немецкой писательницы и поэтессы, известной в первую очередь своим авторством либретто к опере К. М. фон Вебера «Эврианта» и к пьесе «Розамунда» с музыкой Шуберта. Произведение посвящено выдающейся певице Анне Мильдер-Хауптманн, которая была участницей многих по-настоящему судьбоносных событий того времени, таких, как постановка оперы Бетховена «Фиделио» и легендарное исполнение «Страстей по Матфею» И.С. Баха под руководством молодого Ф. Мендельсона. Кроме того, для нее предназначалась заглавная партия в опере Шуберта «Альфонсо и Эстрелла», которая, увы, была поставлена лишь спустя пятнадцать лет после смерти автора, усилиями Ф. Листа. Возможно, именно с этим посвящением связан особенно приподнятый и концертный характер последнего раздела песни, явно рассчитанный на истинно «оперное» исполнение.
Во второй песне, которая прозвучит в концерте, «На реке» на стихи Людвига Рельштаба, также предусмотрено участие облигатного инструмента. Здесь «партнером» певца становится прекрасный и благородный «голос» валторны. Эта песня также относится к позднему периоду творчества Шуберта – она прозвучала в последнем концерте из произведений композитора, состоявшемся при его жизни. В стихотворении Рельштаба герой вынужден покинуть Родину и оставить свою возлюбленную, и валторна исполняет «роль» печального прощального рога.
Несмотря на то, что Людвиг ван Бетховен стал автором первого в истории вокального цикла – «К далекой возлюбленной», вокальная музыка в его творчестве значительно уступала в количестве музыке инструментальной. Однако, как многие композиторы и своего времени, и последующих эпох, он живо интересовался музыкальным фольклором разных стран. Записанные и обработанные им мелодии он объединил в несколько циклов – как вокальных, так и инструментальных. В нашем концерте прозвучат семь песен из цикла «Песни различных народов», изложенные в виде миниатюрных пьес для голоса в сопровождении фортепианного трио. Интересно, что в последней из них голос не участвует, и небольшая печальная инструментальная пьеса становится своего рода постлюдией, послесловием.
«Пять песен на стихи Матильды Везендонк» Рихарда Вагнера – шедевр немецкой Lied позднеромантического периода. На середину XIX века приходятся драматические обстоятельства в жизни композитора: после участия в восстании в Дрездене его, преуспевающего королевского капельмейстера, стала преследовать полиция, и он был вынужден бежать в Швейцарию. Отношения с женой Минной окончательно разладились, и поддержку он нашел лишь в узком кругу близких друзей. Такими друзьями стала семья Везендонков – богатый купец Отто и его жена Матильда, родители троих детей, большие поклонники его творчества, приютившие его в своем имении под Цюрихом «Зеленые холмы», а затем и построившие там небольшой дом уже лично для него. Переехав в «Зеленые холмы», Вагнер сблизился с Матильдой Везендонк, чрезвычайно одаренной женщиной, автором стихов, прозы, драматических произведений и даже музыки. Она преклонялась перед гением Вагнера и стала первой его слушательницей и советчицей. Любовь захватила их обоих, но Матильда приняла решение рассказать все мужу и разорвать отношения с Вагнером. Памятником этой несбывшейся любви стал вокальный цикл, написанный на ее стихи. Композитор указывает на особое, ведущее значение в нем поэтического текста, намеренно определяя жанр своего цикла не романсами или песнями, а именно «стихотворениями». Два из них Вагнер называет «эскизами» к будущей опере «Тристан и Изольда». В ней и предельная хроматизированная гармония, и вагнеровская «бесконечная мелодия», передающие мучительное томление любви, найдут отражение в своей абсолютной полноте.
Однако прежде чем перейти к Вагнеру, слушателям предстоит окунуться в «Семь испанских народных песен» Мануэля де Фальи (1922). Это одно из популярнейших и часто звучащих сочинений знаменитого испанского композитора. По-испански экспрессивная вокальная линия дополнена виртуозной партией фортепиано, временами напоминающими звучание традиционных испанских инструментов: испанского барабана, кастаньет и, конечно, гитары. Неслучайно вскоре после создания «Песен» Мигель Льобет Солес, выдающийся гитарист, выполнил их переложение в качестве сюиты для гитары, которое стало не меньшим «хитом» на концертной эстраде, чем оригинал.
В концерте примут участие Альбина Латипова, Мария Лобанова (сопрано), Анна Бондаревская, Екатерина Воронцова (меццо-сопрано), Бехзод Давронов (тенор), Сергей Петров (кларнет), Алексей Раев (валторна), Игорь Цинман (скрипка), Петр Кондрашин (виолончель) и Семен Скигин (фортепиано).
Наталия Абрютина