Имя Николая Андреевича Римского-Корсакова, 175–летие со дня рождения которого пришлось на 18 марта, ассоциируется у большинства любителей музыки в первую очередь с его великолепными операми–сказками. Действительно, в своих операх он достиг величайших высот. «Снегурочка» – «весенняя сказка» с ее пронзительной и щемящей лирикой; «Садко» – эпическая опера–былина о непреодолимой великой силе искусства; «Царская невеста» – душераздирающая драма о любви в исторических декорациях эпохи Ивана Грозного; «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» – опера–житие, опера-притча; «Золотой петушок» – «небылица в лицах» по известной всем сказке Пушкина, почти устрашающая своей острой социальной актуальностью… Однако этого замечательного «театрального» композитора интересовали отнюдь не только монументальные жанры: среди его камерных сочинений особенно значительный пласт составляют романсы.
Первые опыты относятся к ранней юности, практически отрочеству, тому времени, когда он был еще курсантом Морского корпуса. Известно, что в 1860 г. он написал романс, по его собственному признанию, «в псевдоитальянском духе». За всю свою творческую жизнь он напишет семьдесят девять романсов, и уже в ранних из них, относящихся к 60–м гг., проявляется яркая самобытность.
Для многих характерна особая выразительность и рельефность фортепианной партии, которая создает общий характер пьесы, а порой и отражает тонкие детали поэтического текста с помощью изобразительных приемов фактуры и гармонии (так, например, в романсе на стихи Пушкина «На холмах Грузии» таинственный ночной рокот Арагвы изображен с помощью интенсивных тремолирующих пассажей в низком регистре). При этом вокальная партия чаще всего носит декламационный характер и напоминает в большей степени не благозвучное пение, а осмысленное и детальное прочтение текста. Особое значение для композитора приобретают пейзажные образы, для которых столь выразительная красочность фортепианной партии оказывается как нельзя кстати, и царство пленительного востока (как в «восточном романсе» «Пленившись розой, соловей»). Атмосфера восточной экзотики претворилась в музыке русских композиторов весьма богато и своеобразно: в этой связи можно вспомнить и Ратмира из «Руслана и Людмилы» Глинки, и роскошные «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, и симфоническую поэму «Тамара» Балакирева, наставника и «лидера» Могучей кучки. Не остался ей чужд и Римский-Корсаков: от ранних восточных романсов он пройдет путь к пленительным образам в одноименной симфонической сюите «Шехеразада» и «Золотому петушку» с их пряными женскими образами.
К раннему периоду творчества Римского-Корсакова относятся около двадцати романсов. Затем на некоторое время его интерес к этому жанру почти угас – и лишь в 90-е годы возродился снова. Романсы этого периода сильно отличаются по стилю. Занятый поисками новой вокальной выразительности, Римский-Корсаков пришел к идее соединить естественную декламацию («вторящую» малейшим «изгибам» текста) и широкую, пластичную кантилену. Фортепианная партия до некоторой степени попала «в подчинение» вокальной, но при этом, не обладая детальностью ранних опусов, создавала общее настроение, подчеркивая и в тексте, и в мелодии самое важное. Такой подход обеспечил рождение подлинных шедевров. Элегии «Редеет облаков летучая гряда» и «Медлительно влекутся дни мои» на стихи А. Пушкина и «О чем в тиши ночей» на стихи А. Майкова, нежные «акварельные» романсы на стихи А.К. Толстого «То было раннею весной» и «Не ветер, вея с высоты», полный ликования и восторга любви «Звонче жаворонка пенье» – все это истинные жемчужины жанра, в которых художественное совершенство складывается из единства равно гениального поэтического и музыкального воплощения образа.
Романсам Римского-Корсакова солисты Большого театра посвящают первое отделение концерта, а во втором слушатели смогут познакомиться с избранными страницами его оперной музыки. Предварит их Adagio из Фортепианного трио – сочинения 1897 г., которое, несмотря на свою художественную цельность и стройность, по неизвестной причине не было издано и оказалось забыто более чем на сорок лет. Затем на сцене Бетховенского зала пройдут чудесной чередой легендарные оперные персонажи: Кащеевна, в слезу которой заточил собственную смерть ее отец Кащей Бессмертный, влюбленные Левко и Ганна из «Майской ночи» и два заморских гостя, посетившие берег Ильмень–озера в опере «Садко», – Веденецкий (то есть венецианский, говоря на современный манер) и Индийский. Песня последнего – его партию поручается сладкоголосому тенору – пленяет своей прихотливой грацией, практически погружая слушателя в мир блаженных грез, и создает картину идеальной красоты – прекрасной, однако таящей в себе опасность.
В концерте примут участие Альбина Латипова (сопрано), Екатерина Воронцова, Анна Бондаревская (меццо–сопрано), Бехзод Давронов, Олег Долгов (тенор), Юрий Сыров, Алуда Тодуа, Рауф Тимергазин (баритон), Александр Бородин (бас), Евгения Астахова (скрипка), Наталья Мариновская (виолончель), Лариса Скворцова–Геворгизова (фортепиано).
Наталия Абрютина