Нешуточный!

31.03.2019

Многие думают, что артисты, связавшие свою жизнь с академической музыкой, – люди очень серьезные и исключительно возвышенные. Изо дня в день они исполняют произведения, наполненные философским смыслом и интертекстуальными аллюзиями, и чувства их под стать этим произведениям: благородны и глубоки. Один их вид – на сцене или в оркестровой яме, в элегантных концертных костюмах, с прекрасными инструментами, оживающими под изящными пальцами, – вызывает восхищение, а порой даже священный трепет. Да, все это так, однако ничто человеческое не чуждо и им тоже, и пошутить они даже очень любят! Особенно, если на носу День смеха, перед которым в оркестре замышляются всякие шалости.

В первом отделении в исполнении струнного квинтета «Cocktail classic», а также Николая Попова (флейта и, внезапно, саксофон) и Константина Семенова (ударные инструменты) прозвучит целая россыпь зажигательных мелодий. Конечно, в этой сфере не обойтись без джаза: концерт откроют «Привет из Колорадо» и знаменитый «Maple Leaf Rag», или Регтайм «Кленовый лист» Скотта Джоплина. Жанр регтайма, распространенный в 10-20-е гг. ХХ века, считается прямым предшественником джаза, который унаследовал от него характерный рваный ритм и особую свободу. К этой же колоритной эпохе относится и фокстрот, написанный обладательницей премии «Оскар» в номинации «Лучшая музыка к фильму» Энн Дадли – заглавная тема остроумнейшего телесериала «Дживс и Вустер» по произведениям П. Дж. Вудхауза, в котором главные роли сыграл ставший легендарным творческий дуэт Хью Лори-Стивен Фрай.

Еще более впечатляющий набор престижных премий сумел получить знаменитый Генри Манчини: на его счету четыре «Оскара», две номинации на «Эмми» и двадцать (!) призов «Грэмми». Творческий багаж Манчини насчитывает девяносто альбомов и музыку более чем к пятистам фильмам и телесериалам, многие из которых остались в памяти зрителей именно благодаря запоминающимся и ярким мелодиям. Такова романтическая приключенческая комедия «Hatari!» 1962 года, снятая в Танзании и повествующая о приключениях ловцов диких животных в африканской саванне. Ее музыкальная тема в жанре буги-вуги – «Baby Elephant’s Walk» («Прогулка слоненка») – принесла композитору одну из премий «Грэмми». Этот же жанр найдет отражение и в пьесе контрабасиста оркестра Большого театра Кирилла Носенко (который, разумеется, тоже примет участие в этом «Нешуточном концерте») «Коктейль-буги».

Первое апреля без смеха – можно сказать, и не первое апреля, поэтому для самого веселого концерта совершенно необходим «Смеющийся саксофон». Так называется пьеса одного из основоположника школы эстрадного саксофона Руди Видофта: именно он превратил саксофон, академичный оркестровый инструмент, в «короля джаза».

Не менее «королевская» роль, чем у саксофона, отводится в джазе контрабасу. Современный джазовый контрабасист Эдгар Майер – еще один неоднократный лауреат премии «Грэмми»/ И его композиции также украсят первоапрельский концерт: в оригинальном прочтении Кирилла Носенко и Степана Худякова прозвучат «Drive-time» и «Стакан воды».

Романтическую «ноту» внесут в программу лирический «Лунный свет» Гленна Миллера – руководителя знаменитого джаз-бэнда, и совсем не джазовая, но обладающая весьма необычным колоритом «Бразильская бахиана» Э. Вила Лобоса. Эта двухчастная пьеса – пятая из цикла девяти Бразильских бахиан – интересным образом сочетает в себе приемы баховской полифонии и традиции бразильского фольклора.

Еще одна пьеса, не имеющая отношения к джазу, но от этого не менее зажигательная, – «Шумная птица» для флейты-пикколо и фортепиано, принадлежащая перу Луи Баллерона, французского композитора, жившего в XIX столетии. Она написана в жанре оживленной польки, и виртуозная партия самого высокого по тесситуре духового инструмента оркестра в сочетании с танцевальными ритмами создает забавный образ неугомонного пернатого нарушителя спокойствия.

Завершит первое отделение «Фантазия на темы о Москве» флейтиста Николая Попова – и наверняка многие слушатели смогут узнать в ней любимые мелодии, посвященные прекрасной и поэтичной столице.

Во втором отделении произойдет и вовсе небывалое! Усилиями наших музыкантов будет поставлена и разыграна мини-опера Александра Кулыгина «Расплата за беспечность, или Кошкин дом» на всем известный сюжет сказки С. Маршака. Эта опера уже давно входит в репертуар Музыкального театра имени Н. И. Сац и, между прочим, имеет очень серьезный возрастной ценз – 3+! Так что первого апреля наш зритель получит возможность не только посмеяться от души, но и почувствовать себя ребенком.

В «Нешуточном концерте» принимает участие (и это не шутка!) Струнный квинтет «Cocktail Classic» в составе: Александр Калашков, Эльнара Красилова (скрипка), Евгения Попова (альт), Степан Худяков (виолончель), Кирилл Носенко (контрабас); а также Николай Попов (флейта), Сергей Петров (кларнет), Константин Семенов (ударные), Анна Гришина (фортепиано).

Исполнители оперы «Кошкин дом»:

Кошка — Марина Минина
Кот — Илья Павлов
Петух — Никита Страшинский
Свинья — Снежана Миронова
Курица — Татьяна Малышева
Коза — Анна Мацей
Козел — Дмитрий Гавриков
Котята — Юрий Колесников, Дмитрий Пименов, Василий Ремизов
Хормейстер — Александр Критский
Дирижер — Константин Шимарев

Наталия Абрютина