Когда-то жизнь музыкального сочинения была весьма коротка. Бах обязан был к каждой воскресной службе написать и разучить с исполнителями новую кантату. Придворный композитор должен был поставлять новую музыку, так же как повар обеспечивать ежедневную трапезу.
Леопольд Моцарт убеждал своего сына работать прилежно и вести себя хорошо – и тогда в будущем он сможет получить место капельмейстера при каком-нибудь богатом дворе, снискать всеобщее уважение и умереть в окружении любящей семьи, как благородный человек. Не получил Вольфганг такого места. Замечательная книжка выдающегося дирижера-аутентиста Николауса Арнонкура называется «Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди». Но даже эти композиторы в какие-то периоды истории считались устаревшими. И кто может сказать точно, чей голос преодолеет плен времени и через века останется современным для потомков?
Не является попыткой «предвидения» и концерт, который мы назвали «Наш современник». Выбор сочинений, которые составили программу, конечно же, весьма субъективен. Эти сочинения представляют композиторов разных поколений, школ, мироощущений. Тем не менее есть моменты, обеспечивающие ей цельность.
Во-первых, в программе прозвучат инструментальные концерты. Сам этот жанр моделирует отношение «человек – мир» (солист – оркестр). И потому, задавшись целью «написать» портрет современника, мы остановились на нем.
Во-вторых, все сочинения написаны на традиционном музыкальном языке, как бы ни отличался он у каждого из четырех авторов. Наконец все они не боятся «прямой речи», что весьма ценно и встречается редко в наше время всевозможных кавычек, иронической игры со стилями и цитатами.
Музыка Мечислава Вайнберга (1919-1996) сейчас переживает свое второе рождение. Она все больше исполняется во всем мире. Но до сих пор находятся сочинения, которые еще не были исполнены! В декабре 2016 г. мы сыграли премьеру виолончельного Концертино (солист Петр Кондрашин). После концерта к нам подошла Жанна Менель, музыковед из Израиля, и сообщила, что у нее имеется партитура еще не исполнявшегося и не опубликованного сочинения Вайнберга. И прислала нам ноты.
«Двенадцать миниатюр» для флейты и фортепиано были написаны в 1945 г., а в 1983-м была сделана их транскрипция для флейты и струнного оркестра. Недавно эта транскрипция была опубликована, а прозвучит впервые в нашем концерте (солистка Наталья Береславцева). Цикл этот – шедевр молодого Вайнберга. Это целый мир лирики, разнообразный, пестрый, но объединенный личностью «главного героя» – флейты, а также очень интересным композиционным решением.
Трудно сложилась жизнь Давида Кривицкого (1937-2010). Преуспевающий композитор, в 1983 г. он неожиданно заболевает и все дальнейшие годы остается прикован к постели. Зато это оказались годы огромного творческого подъема. Количество его сочинений в разных жанрах насчитывает почти три тысячи. Отношения солиста и оркестра во Втором виолончельном концерте (солист Александр Кашин) выстраиваются, как кажется, в стиле барокко, являя собой не противостояние, но единство. Но только и герою, и миру, в котором он действует, приходится очень трудно и страшно. Утрачено равновесие. При этом романтическая певучая интонация пронизывает все сочинение и сообщает ему особое качество практически литературного повествования.
Флейта пребывает в центре еще одного сочинения нашей программы, но на сей раз – флейта-пикколо (солистка Елена Митрофанова). Это совершенно особый инструмент. Он может быть детски беззащитным, но уж если «вздумает» возвысить свой голос, то возвысит его на весь мир. А виртуозные его возможности сродни виртуозности циркового гимнаста – умеет он «пройтись» этаким Тибулом-канатоходцем над толпой, то бушующей, то притихшей.
Давид Финко (р. 1936), человек непростой судьбы. Инженер-кораблестроитель, совершивший в 1958 г. два похода на подводных лодках, работавший в секретном конструкторском бюро, в 1960 г. он «вдруг» поступает на вечернее отделение Ленинградской консерватории. После переезда в США (1979 г.) преподавал в престижных американских университетах, писал музыку, которая широко исполнялась – и исполняется. Мне довелось играть и записывать его Скрипичный концерт и «Плач Иеремии» для скрипки соло. Это потрясающие сочинения, способные захватить и накалом своего драматизма, и пронзительной нежностью.
Несколько лет назад наш Камерный оркестр представил публике сочинение молодого композитора Никиты Сухих (р. 1985) – Вторую симфонию для струнного оркестра. Сочинение это поразило меня ясностью формы, теплотой и силой высказывания, не отпускающим внимание «сюжетом», а главное – своей глубиной и масштабом концепции. Никита Сухих является автором многих ярких сочинений, которые в последнее время все чаще и чаще звучат на концертной эстраде. Вышеперечисленные качества его музыки более чем «заметны» в совсем недавно написанных им вещах – таких как Концерт для виолончели с оркестром и Концертная симфония, премьера которой должна пройдет в рамках нашего концерта в Бетховенском зале (солисты Евгений Гурьев – труба; Артур Арзуманов – валторна).
Михаил Цинман