Вечер французской вокальной музыки

12.04.2019

Первое отделение концерта солисты Молодежной программы посвятят камерно-вокальным сочинениям Анри Дюпарка (конец XIX века). С ранней юности он проявлял незаурядные разносторонние способности – и одновременно с изучением юриспруденции в колледже начал обучаться игре на фортепиано под руководством Сезара Франка, оказавшись одним из его первых учеников. Именно по совету Франка он стал заниматься композицией, и кто знает, сколько бы его музыки мы имели возможность услышать, если бы, пережив тяжелое нервное заболевание, Дюпарк внезапно не прекратил композиторскую деятельность в самом расцвете – в возрасте всего лишь тридцати семи лет. Многие сочинения он уничтожил собственноручно. Уцелели только семнадцать поэм для голоса и фортепиано, несколько симфонических одночастных произведений и некоторые незаконченные опусы, в числе которых – частично написанная опера «Русалка» по неоконченной драме А.С. Пушкина. Чарующие вокальные поэмы, семь из которых прозвучат в нашем концерте, написаны на стихи французских поэтов XIX века – Ш. Бодлера, Т. Готье, Р. Сюлли-Прюдома и других. Они завоевали большое признание еще при жизни композитора благодаря исключительной пластичности и естественности вокальной партии, поэтичности музыкального языка и особому разнообразию и богатству фортепианного сопровождения, во многом предвосхитив вокальную лирику Г. Форе и К. Дебюсси, но при этом, несомненно, обладая собственным художественным «лицом».

Второе отделение концерта откроет фрагмент вокального триптиха Мориса Равеля «Шехеразада», написанного на стихи его друга, французского поэта Тристана Клингзора. Воплотивший в своем творчестве изысканный и благоуханный мир грез, неясных предчувствий и внезапных порывов, он составил свой псевдоним из имен двух персонажей из поздних, «особенно» мистических опер Рихарда Вагнера – «рожденного в печали» принца Тристана («Тристан и Изольда») и мага Клингзора («Парсифаль»). Кроме дара слова, которым обладал этот неординарный человек, Тристан Клингзор имел и талант художника. Его кисти принадлежат многочисленные пейзажи, натюрморты и портреты современников. Наконец, им написан ряд монографий о жизни и творчестве художников, среди которых – Леонардо да Винчи и Поль Сезанн.

К пленительным орнаментальным образам Равель обратился еще в юности, написав симфоническую поэму «Шехеразада». Она не имела успеха, но в 1903 г. появился триптих в ориентальном стиле для голоса и оркестра с тем же названием.

Продолжит программу музыка Деода де Северака, выходца из аристократического рода, сына художника Жильбера де Северака. Его жизнь была связана с Окситанией – регионом на юге Франции, граничащим с Испанией. Образование де Северак получил в Париже, в знаменитой Schola Cantorum, где его учителем был Венсан д’Энди, также он брал уроки у знаменитого органиста-виртуоза Александра Гильмана. Творческое наследие Северака включает большое количество фортепианных и органных пьес, две оперы, симфонические поэмы, духовную хоровую музыку и камерно-вокальные сочинения, написанные как на стихи французских поэтов, так и на собственные, а также на окситанские и каталонские народные тексты.

Романс «Я тебя хочу» одного из самых знаменитых эксцентриков музыкального мира Эрика Сати был написан в период, когда композитор был вынужден работать тапером в кафе-кабаре «Черный кот» на Монмартре и, в соответствии с музыкальными вкусами этого заведения, сочинял в основном легкую развлекательную музыку. Вместе с другом музыкальным издателем Жаном Беллоном ему удалось убедить звезду мюзик-холла Полетт Дарти исполнить написанный в жанре вальса романс, восхитивший диву своей непринужденностью, живостью и привлекательностью. Для вальса «Je te veux» («Я тебя хочу») Сати адаптировал несколько фривольные стихи своего приятеля,поэта Анри Пакори и написал на них живую и запоминающуюся мелодию. То, что имя Полетт Дарти как исполнительницы было обозначено в изданных нотах, также способствовало тому, что пьеса сразу же стала абсолютным хитом.

Еще один «персонаж» нашего французского вокального вечера – композитор и дирижер Андре Капле, получивший в 1901 г. престижную Римскую премию, обойдя при этом самого Мориса Равеля. Тесные творческие и дружеские контакты связывали его с Клодом Дебюсси. Именно Капле продирижировал премьерами крупнейших сочинений Дебюсси – оперы «Пеллеас и Мелизанда» и мистерии «Мученичество святого Себастьяна». Кроме того, он сделал ряд оркестровых и клавирных переложений сочинений Дебюсси. С 1910 г. Капле по рекомендации все того же Дебюсси руководил Бостонским оперным театром, а с 1914-го – театром Гранд Опера в Париже. Несмотря на общение с Дебюсси, Капле никак нельзя назвать его эпигоном, хотя его собственная музыка также сродни французскому музыкальному импрессионизму. Его романс «Приди! Невидимая флейта вздыхает…» на стихи романтика Виктора Гюго – настоящая вокальная поэма, очень изысканная. Мягкая, полная неги вокальная партия сочетается в ней с красочными переливами фортепиано и таинственной, чувственной мелодией флейты.

Еще один лауреат Римской премии – выдающийся композитор Жак Ибер, родственник испанского композитора Мануэля де Фалья, фактический соратник знаменитой французской «Шестерки», в которую музыкальный критик Анри Колле, «пересчитывая» молодых композиторов в 1920 г. его не включил по чистой случайности. Творческое наследие Ибера обширно и разнообразно: оперы, балеты, симфонические, камерно-инструментальные и фортепианные произведения, музыка для кино и театра. В концерте прозвучит его романс на стихи французского поэта XVI века Пьера Ронсара, оказавшего грандиозное влияние на европейскую поэзию последующих эпох.

Франсис Пуленк, непосредственный участник «Группы шести» – один из самых обаятельных композиторов ХХ века, прославившийся не только своим самобытным, ни на что не похожим стилем, но и прекрасными человеческими качествами – добротой, простотой и чистосердечным юмором. Среди его наследия, составляющего около ста пятидесяти сочинений, выделяются три оперы. «Груди Тирезия» на текст Г. Апполинера представляет собой оперу-фарс, оперу-«безумство». «Диалоги кармелиток», написанные в послевоенный период, – трагическая история жертвенной гибели монахинь кармелитского монастыря в эпоху Великой французской революции. И, пожалуй, самая известная, «Человеческий голос», – пронзительной силы моноопера на текст Жана Кокто, представляющая телефонный разговор женщины с оставившим ее возлюбленным (при этом зритель видит только ее и слышит только ее реплики). В концерте прозвучит ряд романсов Пуленка на стихи различных французских поэтов, в которых проявляются лучшие черты его музыкального стиля, в первую очередь, простой и естественный мелодизм, тонко передающий психологическое настроение текста.

Завершат программу сочинения Оливье Мессиана («Отчего?» из триптиха «Три мелодии» – произведения раннего периода, еще близкого романтической эстетике) и Габриэля Форе (поэма «Джинны» на стихи В. Гюго, связанная с мистическим ориентальным танцем демонов-джиннов).

В концерте примут участие Мария Мотолыгина, Тамуна Гочашвили, Эльмира Караханова, Елизавета Нарсия (сопрано), Виктория Каркачева (меццо-сопрано), Юлия Шаварина (контральто), Михаил Широченко (контртенор), Андрей Скляренко, Гиорги Стуруа, Давид Посулихин (тенор), Рауф Тимергазин, Дмитрий Чеблыков (баритон), Александр Уткин (бас-баритон), Гиорги Челидзе (бас), Михаил Трофимов (флейта). Партию фортепиано исполнят Ирэна Кудела, Михаил Коршунов, Жанна Жусупова, Елизавета Дмитриева.

Наталия Абрютина