Вновь на французской волне

13.04.2019

Квинтет Жана Франсе (композитора, чья жизнь почти целиком охватила весь XX век ) написан для необычного инструментального состава – флейты, арфы и струнного трио. Тембр флейты – то прохладно-освежающий, сверкающий мириадами «льдинок» в высоком регистре, то загадочно-отстраненный в низком – и живые, изменчивые краски арфы придают колориту квинтета истинно французский характер, ощутимый с первых же звуков. Изящество, прозрачность, непринужденность и особая красота «пропорций» этого сочинения приближает его к неоклассицизму – направлению в искусстве первой половины XX века, возникшему как своего рода противопоставление эмоционально и технически перенасыщенному стилю позднего романтизма.

Близка этому направлению и Соната для скрипки и фортепиано (1916) Клода Дебюсси – сочинение, которому было суждено стать его лебединой песней. Два исполнения этой сонаты – в качестве пианиста – стали последними его появлениями на концертной эстраде. Композитор планировал написать цикл из шести сонат для различных инструментов, но ухудшившееся состояние здоровья не позволило ему полностью осуществить этот замысел: были написаны лишь три сонаты – для виолончели и фортепиано, для флейты, альта и арфы и, наконец, для скрипки и фортепиано. В них, как и в большинстве своих сочинений позднего периода, Дебюсси открывает таинственный «портал» в прошлое: в эпоху классицизма и рококо, в искусство своих далеких предшественников – французских клавесинистов XVIII века. Хотя эти произведения и названы сонатами, ни в одном из них Дебюсси не использует, казалось бы, непременную для этого жанра сонатную форму, и их композиция больше напоминает жанр барочной сюиты. Несмотря на неоклассическую ясность и традиционно французскую изысканность и красочность, в ней есть место и подлинному драматизму, и почти трагедийной экспрессии. «Эта соната, — не без печальной иронии писал композитор в письме к другу Роберу Годе, — будет интересной с документальной точки зрения и как пример того, что «больной человек может написать во время войны».

Еще более явный и ясный пример неоклассического мышления – Сонатина для фортепиано Мориса Равеля (1906). В этой замечательной трехчастной пьесе композитор возвращает к жизни давно забытый жанр, уже в эпоху классицизма померкший в сиянии такого грандиозного музыкально-философского «явления», как соната. Что касается фортепианного стиля, Равель, как и Дебюсси, обращается все к тем же любимым ими французским клавесинистам. Первая часть написана им с соблюдением всех классических «школьных» канонов. Вторая часть – также традиционный для классиков галантный менуэт, уже в сонатах Бетховена постепенно вытесненный новым жанром скерцо. У Равеля он напоминает миниатюрный хрустальный замок, спрятанный в волшебной музыкальной шкатулке; движение изящного танца дано лишь намеком, и в целом это скорее не танец, а нежная лирическая миниатюра. Стремительный, как обжигающий морской бриз, финал – отсылка к жанру клавесинной токкаты. Ее приметы – четко очерченные, «графичные» пассажи шестнадцатых в сочетании с размашистой, взмывающей вверх броскими всплесками мелодией. Несмотря на столь ярко выраженную клавесинную, клавирную природу этого сочинения, Соната прозвучит в концерте в интереснейшей транскрипции для флейты, арфы и виолончели – трио, в исполнении которого музыка этого стиля и периода звучит невероятно естественно и органично.

Сезар Франк – одна из самых необыкновенных личностей в мировом искусстве. По словам Ромена Роллана, «нет имени чище, чем имя этой великой простосердечной души». Вынужденный до последних дней давать частные уроки, он испытал первый творческий триумф лишь в шестьдесят восемь лет, а мировое признание его музыка получила уже после его смерти. Будучи бельгийцем по происхождению, он всегда был по-фламандски ответствен, точен, пунктуален, жил по строгому расписанию – ежедневно поднимался в половину пятого утра и в течение двух часов сочинял музыку (это он называл «работой для себя»), а уже с семи часов начинался его рабочий день – частные уроки и занятия с консерваторскими студентами по композиции и органу в парижской базилике Святой Клотильды, где он на протяжении многих лет служил органистом. Несмотря на это, всю жизнь он сохранял доброжелательность и оптимизм, был по-детски добр и наивен.

Успех пришел к нему лишь в 1880-е годы, когда постоянным исполнителем его камерных сочинений стал известный скрипач Эжен Изаи (в качестве свадебного подарка Франк преподнес г-ну Изаи ставшую впоследствии очень знаменитой Скрипичную сонату). Именно в этот период – в 1880 г. – был написан Квинтет, ставший своего рода предтечей одного из главных и монументальнейших сочинений Франка – Симфонии ре минор. Квинтет Франка – одно из величайших произведений в свом жанре. Обладая ни на что не похожим художественным «лицом», особой лирической надломленностью и углубленностью он напоминает образность музыки Брамса. Гармонический язык – сложный, насыщенный хроматизмами, – и трагедийно контрастные сопоставления образов ассоциируются с музыкальным миром Вагнера, а величайший драматизм вызывает в памяти сочинения, как ни странно, написанные в той же тональности – Четвертую фортепианную балладу Ф. Шопена и Четвертую симфонию П. И. Чайковского.

В концерте примут участие Ашот Гаспарян, Игорь Цинман (скрипка), Дина Жукова (альт), Анна Скриванек (виолончель), Наталья Береславцева (флейта), Татьяна Осколкова (арфа), Алтынай Кулибаева и Наталья Игумнова (фортепиано).

Наталия Абрютина