Моцарт!

02.06.2019

Прозвучат сочинения, представляющие три важнейшие «области» творчества великого композитора, – оперную, симфоническую, инструментального концерта. Программу откроет увертюра к опере «Дон Жуан», по мнению трех мировых оперных «величин» – Вагнера, Россини и Гуно, величайшей опере всех времен. От предшествовавшей «Свадьбы Фигаро» «Дон Жуана» отделяют полтора года. Опера была написана для пражской антрепризы в соавторстве с либреттистом Лоренцо да Понте – неистовым авантюристом, аббатом, философом, поклонником идей Руссо и близким другом Казановы, изгнанным из Венеции за распутное поведение, а в зрелом возрасте эмигрировавшим в США. Средневековая легенда о Дон Жуане – как сказано в ее названии, «наказанном развратнике» – к середине XVII века пользовалась огромной популярностью в самых широких кругах, а образ главного персонажа стал практически мифологическим. К этому сюжету обращались литераторы Тирсо де Молина, Корнель, Кальдерон, Мольер, Гольдони, Кальцабиджи, а также ряд успешных итальянских оперных либреттистов, включая Джованни Бертати и самого да Понте. В начале XIX столетия – эпоху романтизма – Дон Жуан «рассматривался» уже в контексте философско-эстетических идей. Интересно, что «отправным пунктом» для сочинений Гофмана, Байрона, Пушкина, Къеркегора стала именно опера Моцарта.

По своему строению «Дон Жуан» отвечает внешним признакам итальянской комической оперы-буффа. Но только внешним. Уникальность этой оперы – в парадоксальном совмещении несовместимого: трагического и комического, благородного и низменного. Это проявляется и в жанровых особенностях: здесь есть несомненная связь с оперой-сериа («серьезной» оперой), и с комическими персонажами соседствуют персонажи почти в прямом смысле «из другой оперы» – полные достоинства и благородства. Образ Дон Жуана невероятно многозначен. С одной стороны, его поведение несомненно аморально, и в итоге он несет заслуженную кару. При этом он бесстрашно смотрит в лицо смерти, бросая ей вызов. Неудивительно, что у женщин самых разных сословий и возрастов он вызывает восхищение – его «портрет» потрясающе привлекателен своей искренностью и живостью… Буффонное и серьезное сталкиваются уже в увертюре. Медленное вступление, обдающее потусторонним холодом, – тема, связанная с Командором, приглашающим Дон Жуана на последний ужин, которая вернется в трагическом финале оперы. Сонатное allegro не имеет со вступлением ничего общего: это искрящая, как шампанское в прозрачном бокале, музыка, несущаяся «на всех парусах».

Концерт для фортепиано с оркестром № 23 ля мажор, KV 488 – одно из известнейших сочинений Моцарта, в основном из-за ставшего легендарным Adagio. Всего Моцарту принадлежат тридцать концертов для одного или двух клавиров с оркестром. Из них двадцать три представляют собой полностью оригинальные сочинения, остальные являются транскрипциями «чужих» сонат. За редким исключением, концерты были предназначены для собственных выступлений (и написаны в основном в преддверии гастрольных поездок), а иногда, судя по посвящениям, – в педагогических целях.

Этот концерт, «ровесник» оперы «Свадьба Фигаро», – сочинение одновременно и блестящее, и глубокое. В первой, традиционно быстрой, части есть и доступная лишь истинным виртуозам каденция (вписанная Моцартом, что не было в то время повсеместной практикой: каденции часто сочинялись каждым исполнителем самостоятельно), и совершенно невиртуозные соло (что также достаточно нетипично в свете восприятия жанра концерта как грандиозного «соревнования» солиста и оркестра). Финальное рондо производит впечатление своим разнообразием: солист обменивается с оркестром не менее, чем семью различными и самостоятельными темами. Но самым знаменитым из всех концертов Моцарта это сочинение сделала вторая часть – вдохновенная и трепетная сицилиана. Главная тема, пронизанная ее мягким, колышущимся ритмом, отдана фортепиано соло. Сквозь характерные для сицилианы обороты «прорастают» экспрессивные, изломанные интонации. Оркестру поручены более объективные и философские по своему характеру, «возвышенно-идеальные» темы.

Второе отделение отдано Пражской симфонии. По общепринятой нумерации она занимает тридцать восьмую позицию в списке симфоний Моцарта. Их общее число – до сих пор предмет исследований и толкований. По последним данным, их сорок пять, не считая четырех утерянных. Абсолютное большинство симфонических опусов (в общей сложности их около шестидесяти) было написано Моцартом до переезда в Вену, произошедшего в последнее десятилетие его жизни. В Вене были созданы лишь пять симфоний, среди которых – «Линцская», «Пражская» и три последних шедевра, занимающих особое место в истории классического симфонизма. «Пражская» была закончена в декабре 1786 г. в Вене, однако была рассчитана на предстоящее исполнение в авторском концерте в Праге – городе, который с огромным теплом принял Моцарта и где состоялись триумфальные премьеры «Свадьбы Фигаро» и «Дон Жуана».

Первая часть симфонии во многом перекликается с одним из своих оперных «зеркал» – «Дон Жуаном». Тяжеловесному вступлению противопоставлена безудержно стремительная главная тема сонатного allegro. Мягкая и напевная побочная тема несет на себе легкий отпечаток славянской песенности (своеобразный «поклон» гостеприимным хозяевам-пражанам). Пасторально-идиллическая вторая часть написана, как и медленные части других поздних моцартовских симфоний (а позже – и многих бетховенских), в сонатной форме. Однако сонатная конфликтность и драматизм ей не присущи: использование сложнейшей из существующих форм придает Andante лишь особенно широкий масштаб, создающий образ, возвышающийся над всем земным и мелочным. Финал – искрометная феерия – вновь отсылает к оперным шедеврам Моцарта: главная тема напоминает о бойких характерах Сюзанны и Керубино из «Свадьбы Фигаро». А побочная тема, как и в первой части, связана с мотивами чешского фольклора. Разработка полна сюрпризов и забавных неожиданностей, подобно опере-буффа, наполненной забавными путаницами и комическими ссорами, которые, конечно же, всегда и для всех заканчиваются хорошо.

Произведения Моцарта исполнит Камерный оркестр Большого театра. Дирижер – Михаил Цинман. Солист – народный артист России Михаил Воскресенский (фортепиано).

Наталия Абрютина