Дуэт для скрипки и альта №1 соль мажор – первый из двух дуэтов, сочиненных Моцартом по заказу зальцбургского архиепископа. Они входили в цикл из шести дуэтов: четыре написал Михаэль Гайдн (младший брат знаменитого Йозефа Гайдна), два – Моцарт. Интересно, что Моцарт поручает альту столь же виртуозную и подробно «выписанную» партию, что и скрипке, таким образом возвращая альту, одному из самых недооцененных оркестровых инструментов, порой вынужденному довольствоваться лишь скромной аккомпанирующий ролью, – партию настоящего солиста. Дуэт состоит из трех частей. Первая представляет собой развернутое сонатное allegro, производящее впечатление одновременным сочетанием почти симфонического масштаба, детализированной «кружевной» полифоничности музыкальной ткани и присущего, наверное, лишь Моцарту удивительного полета мысли и вдохновения. Вторая часть, до-мажорное Adagio, – задумчивый диалог двух солистов, полный сдержанного благородства и достоинства. Финал есть простодушное и задорное рондо, вызывающее в памяти образы героев прекрасных комических опер Моцарта – в первую очередь, Папагено и Папагену («Волшебная флейта»), после множества злоключений наконец нашедших друг друга.
Не все сочинения Моцарта были однозначно хорошо приняты и оценены при его жизни. Широко известная «оценка» императором Иосифом II оперы «Похищение из сераля» – «Слишком много нот, дорогой Моцарт!» – стала при всей своей неподражаемой «комичности» до некоторой степени пророческой. «Дон Жуан» – величайшая опера всех времен, как считали Вагнер, Россини и Гуно, – имел оглушительный успех в Праге, но в Вене был воспринят весьма прохладно. По словам Иосифа II, музыка Моцарта была «определенно слишком трудна для пения». А один из критиков 1780-х гг. выразил отнюдь не единичное мнение следующим образом: «Красота, величие и благородство этой музыки всегда будет не более, чем уделом избранных. Это музыка не для ушей большинства: она лишь щекочет ухо, оставляя сердце неудовлетворенным».
Если «Дон Жуан» был слишком сложен для пения, то соль-минорный Фортепианный квартет был определенно слишком сложным для игры. По свидетельству биографа Моцарта Георга Ниссена (который, кстати, стал вторым мужем вдовы композитора Констанцы), этот квартет был первым из трех, заказанных Моцарту композитором и издателем Францем Антоном Хоффмайстером. Из-за своей сложности квартет не получил отклика у музыкантов-любителей, которые были основными адресатами публикаций камерной музыки в то время. По словам Ниссена, Хоффмайстер заплатил Моцарту обещанный аванс, поставив условие, что тот не станет продолжать работу над оставшимися двумя квартетами. Но не таков был Моцарт, чтобы соблюдать подобные условия! В мае 1786 г., в период премьерных представлений «Свадьбы Фигаро», он написал второй фортепианный квартет – ми-бемоль мажорный. Оба квартета, пережив первоначальное «сопротивление», через некоторое время получили высокую оценку во Франции, Англии и Германии. В 1791 г. за пять дней до смерти Моцарта в одной из немецких музыкальных газет появилась восторженная заметка, согласно которой, благодаря многочисленным достоинствам Второго квартета Моцарт заслуживал славы одного из лучших композиторов Германии.
Помимо исключительной технической сложности, во много раз превосходящей возможности среднего музыканта-дилетанта, австрийская публика была обескуражена и невероятной эмоциональной насыщенностью, присущей первой части соль-минорного квартета. Фортепиано порой выступает в духе грандиозных клавирных концертов, а его чуткие диалоги и полифонические хитросплетения со струнными несомненно связанны с лучшими традициями камерной музыки. Волнующая, «кипящая» кода первой части встречает впечатляющий контраст «в лице» серединного Adagio, наполненного чувственными хроматизмами и филигранными пассажами, деликатно разделяемыми всеми четырьмя участниками квартета. Необычно появление в финале сияющего соль мажора: заключительное рондо, напоминающее финалы моцартовских клавирных концертов венского периода, как и финал дуэта для скрипки и альта, несомненно предвосхищает образ «самого ловкого птицелова» Папагено.
Главным «героем» второго отделения концерта станет не так уж часто появляющийся на академической сцене инструмент – гитара. Которая заменит заглавный инструмент в Концерте для лютни с оркестром ре мажор RV 93, одном из четырех сочинений, написанных королем жанра инструментального концерта для старшей «родственницы» гитары. Стройная трехчастная композиция делает этот концерт одним из самых выразительных и ярких сочинений итальянской музыки первой половины XVIII века. В оживленной первой части общие ритурнели чередуются с виртуозными соло. Вторая часть – это медитация-соло, в которой плавная мелодия лютни покоится на легкой «воздушной подушке» струнных. А финал в ритме тарантеллы насквозь пронизан летящим танцевальным движением.
Еще одно сочинение с участием гитары, которое украсит собой наш концерт, – четырехчастный квинтет Луиджи Боккерини, одного из ведущих итальянских композиторов конца XVIII века. С 1769 г. композитор обосновался в Мадриде, где некоторое время служил придворным музыкантом инфанта Луиса. После смерти инфанта, последовавшей в 1796 г., Боккерини, находившийся в стесненном материальном положении, познакомился с вельможей Маркезе де Бенавенте, который был страстным поклонником гитары и гитаристом-любителем. По его заказу Боккерини переработал многие из своих камерных произведений с тем, чтобы в них зазвучала партия гитары. Так в 1798 г. появился ре-мажорный квинтет, получивший «общее» название по финальной части («Фанданго») и скомпилированный из двух ранее написанных квинтетов. Первая часть квинтета являет собой «мягкую» Пастораль. Во второй – Allegro maestoso – гитара выполняет аккомпанирующую роль, а первостепенное значение приобретает любимый инструмент Боккерини – виолончель. Степенное Grave служит своеобразной интродукцией к финальному Фанданго – зажигательному испанскому танцу, который был особенно популярен в XVIII веке и в котором гитара, естественно, «чувствует» себя абсолютно в своей стихии.
В концерте примут участие Светлана Микляева, Людмила Херсонская (скрипка), Ольга Жмаева (альт), Даниил Мень (виолончель), Владислав Домогацкий (гитара).
Ведущая – Ирина Башкирева.
Наталия Абрютина