И вновь представляем один из самых популярных коллективов, когда-либо существовавших на базе оркестра Большого театра, – наш Ансамбль скрипачей. Основанный в 1956 г. народным артистом РСФСР Юлием Реентовичем, он прошел солидный творческий путь длиною в тридцать лет. Концерты с неизменным успехом проходили на самых разнообразных площадках – от колхозов и сельских клубов до лучших концертных сцен СССР и Европы. Записи выступлений ансамбля постоянно звучали на радио, а звукозаписывающая фирма «Мелодия» выпустила около тридцати его пластинок. Спустя еще почти тридцать лет (знаковое число в жизни этого коллектива!) возрожденный Ансамбль скрипачей Большого зазвучал вновь: первые выступления в составе сборных концертов артистов Большого театра прошли в 2014 г., а в мае 2015 г. состоялся первый «сольный» концерт коллектива в Бетховенском зале.
Новая программа Ансамбля скрипачей сумеет представить свой прекрасный инструмент – душу симфонического оркестра – во множестве великолепных обличий. Часть концерта будет посвящена разнообразным транскрипциям именно оркестровых произведений, которые в этом изложении прозвучат не менее масштабно и, вполне возможно, даже более изысканно и филигранно. В программу войдут как новые для коллектива пьесы, так и произведения, уже ставшие частью его истории. Так, первое отделение завершит эффектная «Наварра» П. Сарасате, испанского «мэтра» скрипичного репертуара: в 1968 г. она была записана фирмой «Мелодия» в исполнении Ю. Реентовича и Ансамбля скрипачей Большого театра СССР.
Откроет концерт увертюра блистательного Джоаккино Россини к опере «Сорока-воровка» – кладезь непревзойденных мелодий и искрометного юмора. Оперная «линия» продолжится оркестровыми фрагментами произведений первого чешского классика Бедржиха Сметаны (его «Проданная невеста» стала фактически первой чешской профессиональной оперой и сразу же вошла в репертуар европейских и даже американских театров) и Жоржа Бизе (его не нуждающаяся в представлении «Кармен» – пожалуй, самая любимая зрителями опера из всех существующих, – давно разошлась на известные всем музыкальные «цитаты»).
Еще один грандиозный симфонический шедевр – музыкальная картина «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского. «1. Сбор ведьм, их толки и сплетни. 2. Поезд Сатаны. 3. Поганая слава Сатане и 4. Шабаш» - так в письме к другу Н. А. Римскому-Корсакову композитор обрисовал леденящее душу содержание сочинения.
Не менее существенная сфера музыкального творчества, породившая немало шедевров, – музыка к разнообразным постановкам драматического театра. Комедия «Сон в летнюю ночь» Шекспира была «проиллюстрирована» музыкой Феликса Мендельсона. Ряд фрагментов из нее нередко исполняется как сюита, в которую входят, помимо известного всем Свадебного марша, Увертюра, Скерцо, Интермеццо и Ноктюрн. Скерцо, которое прозвучит в исполнении Ансамбля скрипачей, рисует загадочный мир эльфов, резвящихся на освещенной лунным сиянием лесной поляне, и образ их таинственной королевы Маб.
Не обошел своим вниманием драматический театр и замечательный финский композитор Ян Сибелиус. Одиннадцать раз писал он музыку к спектаклям – и одним из его «соавторов» стал драматург Арвид Ярнефельт (с сестрой которого Айно он счастливо прожил в браке всю свою жизнь). «Грустный вальс» – фрагмент музыки к символистской пьесе Ярнефельта «Смерть» – принадлежит к числу самых известных сочинений Сибелиуса. По сюжету, за матерью главного героя Смерть приходит в обличье давно умершего мужа и увлекает ее за собой, приглашая на вальс.
Современник Сибелиуса Игорь Стравинский – космополит, великий провокатор и, как его называли, «композитор тысяча и одного стиля», написавший множество сочинений, каждое из которых сразу становилось событием и темой для споров, обсуждений, возмущений и восхищений, много и охотно сочинял для театра. Аллегорический балет «Поцелуй феи» – одноактный, как и большинство остальных его балетов, – был написан к 35-летию со дня смерти П. И. Чайковского и представляет собой своего рода «приношение» умершему гению. Фрагмент Дивертисмента для скрипки и фортепиано, сюиты из этого балета, – «Швейцарские танцы» (некоторое время композитор жил в Швейцарии) – и прозвучит в концерте.
Скрипка предстанет не только как блестящий виртуозный инструмент – солист и участник оркестра – но и как проникновенный певческий «голос». Слушатели смогут оценить, насколько выразительно звучат в транскрипции для «королевы оркестра» вокальные произведения. Прозвучит гипнотически завораживающая ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, ария альта из «Страстей по Матфею» И.С. Баха и знаменитый «Ноктюрн» Арно Бабаджаняна, неотделимый от голоса певца, обессмертившего его – Муслима Магомаева. «Павана» Габриэля Форе в оригинале также была предназначена для пения: первоначально написанная для хора и фортепиано, она позже появилась в версиях для оркестра, для скрипки или флейты и фортепиано и для фортепиано соло.
Сочинения, написанные для фортепиано, как оказалось, могут себя прекрасно «чувствовать» и в исполнении скрипки соло и в ансамбле. Чудесный «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» единственного последовательного композитора-импрессиониста Клода Дебюсси, «Серенада» С. Рахманинова, написанная им в годы юности, хрустальная, невесомая «Музыкальная табакерка» Анатолия Лядова с трогательным посвящением «сыну Мише»… Казалось бы, не имеющие абсолютно ничего общего, эти пьесы в необычном изложении обнаружат в себе новые оттенки и качества.
Завершат концерт два сочинения, относящиеся практически к новейшему времени, – второй половине ХХ века. Concerto grosso №1 Альфреда Шнитке, написанное в 1977 г, – стало одним из знаковых произведений эпохи. Композитор обращается к старинному жанру барочного концерта, используя его структуру и мелодические и ритмические формулы. При этом сочинение полно неожиданных, обдающих холодом контрастов: «тени» Баха, Вивальди, Корелли грубо прерываются нарочито пошлыми и банальными темами танго, слезливого романса, примитивного шлягера. Самый острый из таких контрастов – в пятой части, «Рондо»: в центральный ее раздел беспардонно вторгается тема разнузданного, почти непристойного танго.
Музыка Эдуарда Артемьева к фильму «Свой среди чужих, чужой среди своих» Н. Михалкова – прекрасный пример того, как, казалось бы, «легкий» жанр преображается, когда к нему «прикасается» рука большого художника. Артемьев получил образование в Хоровом училище и Московской консерватории, в 60-е гг. прошлого столетия писал в эстетике авангарда и стал пионером электронной музыки в СССР. Помимо строго академических сочинений, имеющих успех во многих странах мира, он является автором музыки к множеству фильмов (сотрудничал с режиссерами А. Тарковским, А. Кончаловским, Н. Михалковым, В. Абдрашитовым, К. Шахназаровым, П. Чухраем и др.).
В концерте выступит Ансамбль скрипачей Большого театра в составе: Владимир Кожемяко, Ольга Первозванская, Влад Ованесянц, Юрий Синев, Артем Руденко, Надежда Будницкая, Игорь Свичкаренко, Булат Ильясов, Гульнур Кунакбаева, Георгий Мнацаканян, Юлия Забавникова, Михаил Чумаков.
Партию фортепиано исполнит Анна Гришина. Соло на трубе – Евгений Гурьев.
Наталия Абрютина