Молодежная оперная программа (МОП) Большого театра вновь принимает гостей. На сей раз мы представляем совместный проект с артистами Молодежной оперной программы им. Доминго-Кафритца. Основанная в 2002 г. выдающимся певцом и организатором театрального дела Пласидо Доминго, эта программа дает возможность в течение двух лет совершенствовать мастерство «под крылом» Вашингтонской национальной оперы молодым солистам и пианистам-концертмейстерам. Плотный концертный график артистов-участников включает регулярные выступления в Кеннеди-центре и на других площадках Вашингтона, выступления в оперных спектаклях (в том числе и в главных партиях) и больших концертах с симфоническим оркестром. Выпускники программы им. Доминго-Кафритца успешно продолжают свою творческую жизнь, выступая на ведущих сценах мира, таких, как Метрополитен-опера, оперные театры Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Мадрида, Монте-Карло, Вены, Берлина, участвуя в крупнейших оперных фестивалях – таких, например, как Глайндборнский и Байрейтский. Большой театр принимает американских «Доминго-Кафритца» уже в третий раз: артисты МОП Вашингтонской национальной оперы уже выступала на сцене нашего Бетховенского зала в 2015 и 2017 гг.
Музыкальный жанр, который станет главным «героем» совместного концерта двух Молодежных программ, – немецкая Lied позднеромантического периода. «Семь ранних песен» Альбана Берга, ярчайшего представителя музыкального экспрессионизма и Нововенской школы, – его юношеское сочинение. Собственный, еще только формирующийся художественный стиль Берга, в полной мере проявившийся в зрелых сочинениях – операх «Воццек» и «Лулу», скрипичном концерте, в «Ранних песнях» несет на себе печать влияния великого учителя композитора – Арнольда Шенберга (который до радикального пересмотра своих взглядов, случившегося в 10-х гг. XX века, пребывал «в рамках» позднеромантического стиля). Кроме того, в сочинении начинающего Берга, уже отмеченном особым сиянием одаренности, заметны связи с европейской музыкальной традицией прошлого – Рихардом Вагнером, Хуго Вольфом, Рихардом Штраусом, а также композитором-импрессионистом Клодом Дебюсси, множество шедевров которого относятся именно к началу XX века.
На смену Бергу приходит его учитель Шенберг – концерт продолжают его «Четыре песни» op.2 (1899 г.), которые наряду с секстетом «Просветленная ночь» как бы «открывают» его долгий и многообразный творческий путь. Это музыка чарующей красоты и изысканности, вызывающая ассоциации с живописью и архитектурой стиля модерн и поэзией символизма.
Завершит первое отделение одно из знаковых сочинений европейской музыки XX столетия – «Песни странствующего подмастерья» Густава Малера. Этот вокальный цикл – первый из циклов Малера – стал основой «мироощущения» и музыкального тематизма Первой симфонии и первоначально был написан для голоса в сопровождении оркестра (в концерте прозвучит переложение для голоса с фортепиано, выполненное вскоре после премьеры самим автором). Сочинение написано на собственный поэтический текст и во многом автобиографично. В то время молодой Малер, всего за несколько лет до этого завершивший обучение и еще не нашедший признания на композиторском поприще, работал вторым дирижером и хормейстером оперного театра в Касселе и пережил болезненную и мучительную любовь к певице Йоханне Рихтер. Кроме того, «Песни странствующего подмастерья» связаны с традициями немецкого литературного и музыкального романтизма – лирикой Гейне и Эйхендорфа, а еще в большей степени со стихами Вильгельма Мюллера и написанными на них вокальными циклами Шуберта «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Как писал сам Малер, по сюжету «странствующий подмастерье, настигнутый злой судьбой, выходит в широкий мир и, подобно шубертовскому Мельнику, бредет, куда глаза глядят» . По мнению выдающейся исследовательницы творчества Малера Инны Барсовой, сходство музыки «Песен» с музыкой Шуберта проявляется также в ее простоте, ясности гармонического языка, в наивности выражения и грусти, и радости, а также в диапазоне настроений – «от безмятежной радости через отчаяние к горестной просветленности».
Первая песня – «Когда моя любимая будет справлять свадьбу» – пронизана ритмом печального шествия. Мелодия и ткань сопровождения «вращаются» вокруг одного и того же звука, производя впечатление неотвязной, мучительной мысли. Средняя часть – обращение к цветам и птицам, единственным друзьям потерянного и несчастного странника, одинокого в своем горе, – носит светлый, пасторальный характер, близкий похожим по смыслу эпизодам у Шуберта: едва заметная улыбка сквозь слезы…
Вторая песня – «Шел я нынче утром через поле» – стала основой главной партии Первой симфонии. Это песнь радости и благодарности мирозданию, полная восхищения простыми чудесами Божьего мира, – бликами солнца на траве, пением птиц и маленькими цветами-колокольчиками в поле. Повторяющийся рефрен песни – слова «Разве не прекрасен этот мир?». Последняя строфа – робкий вопрос героя самому себе: «Может, теперь начнется и мое счастье?». Увы – оно больше не расцветет, ведь любовь умерла.
Третья песня – «Кинжал, как пламя, жгучий» – драматическая и трагическая кульминация всего цикла. В ней тоже есть рефрен – на этот раз совсем другой, это стон: «О, как же больно!». «Кинжал», о котором идет речь, – образ любимой, «злой гость», который не оставляет измученного героя ни днем, ни ночью. Голубое небо – ее глаза, золотистое поле – развевающиеся на ветру волосы. Единственно возможным избавлением от страданий кажется ставшая желанной смерть. Финал цикла – «Синие глаза моей любимой» – решен в жанре траурного марша. Марш, под который проходят символические «похороны» любви, радости, надежды и жизни, переходит в отрешенную колыбельную. «Сон и его сводный брат Смерть»…
Второе отделение концерта целиком посвящено вокальной лирике одного из значительнейших деятелей немецкого искусства, композитора, литератора, публициста и мыслителя Рихарда Вагнера. Он известен как величайший оперный реформатор, однако и немецкой песне (Lied) он также отдал дань. Прозвучат «Семь песен из «Фауста» Гете», op.5. Это ранний цикл композитора, написанный на особо любимый романтиками сюжет. В нем есть песни на тексты, которые не оставили без внимания и другие композиторы: «Маргарита за прялкой» (Шуберт, Глинка) и «Первая песня Мефистофеля» (знаменитая песня «Блоха» Мусоргского, ставшая символом музыкального остроумия и артистизма в исполнении великого Федора Шаляпина). Слушатели также смогут познакомиться с редко исполняемыми песнями Вагнера, не входящими в циклы. Многие из них написаны на французские тексты (в поисках признания композитор некоторое время провел во Франции).
Завершат концерт «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» – шедевр немецкой Lied позднеромантического периода. На середину XIX столетия приходятся драматические обстоятельства в жизни композитора: после участия в восстании в Дрездене Вагнера, преуспевающего королевского капельмейстера, стала преследовать полиция, и он был вынужден бежать в Швейцарию. Отношения с женой Минной окончательно разладились, и поддержку он нашел лишь в узком кругу близких друзей. Такими друзьями стала семья Везендонков – богатый купец Отто и его жена Матильда, родители троих детей, большие поклонники его творчества, приютившие его в своем имении «Зеленые холмы» под Цюрихом, а затем и построившие там небольшой дом уже лично для него. Переехав в «Зеленые холмы», Вагнер сблизился с Матильдой Везендонк, чрезвычайно одаренной женщиной, автором стихов, прозы, драматических произведений и даже музыки. Она преклонялась перед гением Вагнера и стала первой его слушательницей и советчицей. Любовь захватила их обоих, но Матильда приняла решение рассказать все мужу и разорвать отношения с Вагнером. Памятником этой несбывшейся любви стал вокальный цикл, написанный на ее стихи. Композитор указывает на особое, ведущее значение в нем поэтического текста, намеренно определяя жанр своего цикла не романсами или песнями, а именно «стихотворениями». Два из них Вагнер называет «эскизами» к будущей опере «Тристан и Изольда». В ней во всей полноте найдут отражение и предельная хроматизированная гармония, и вагнеровская «бесконечная мелодия», передающие мучительное томление любви.
В концерте примут участие артисты МОП им. Доминго-Кафритца – Марлен Нахас (сопрано), Ханна Хэгерти (меццо-сопрано), Сэмюэл Вайзер (бас), Майкл Шерман (фортепиано), а также артисты МОП Большого театра – Елизавета Нарсия, Эльмира Караханова (сопрано), Виктория Каркачева (меццо-сопрано), Юлия Шаварина (контральто), Михаил Широченко (контратенор), Андрей Скляренко, Давид Посулихин (тенора), Рауф Тимергазин, Дмитрий Чеблыков (баритоны), Гиорги Челидзе, Игорь Коростылев (басы). Партию фортепиано исполняют Семен Скигин, Валерия Прокофьева, Жанна Жусупова, Майя Андреевская. Ведущая – Ирина Башкирева.
Наталия Абрютина