Массивный корпус цвета благородного красного дерева; изредка поблескивающие металлическим блеском клапаны; изогнутая тонкой изысканной линией трость... Представитель деревянных духовых, фагот сразу привлекает внимание своим необычным внешним видом и характерным – очень низким – звучанием, которое, услышав однажды, уже не спутаешь ни с чем. Неслучайно сравнения с этим музыкальным инструментом удостоились герои Грибоедова и Булгакова: вероятно, это связано с характером его тембра – чуть гнусавым, с едва заметной хрипотцой. В нашем концерте прозвучат произведения самых разных стилей – от барокко до спиричуэлс и джаза, так что фагот предстанет во всем своем многообразии и блеске.
Компанию главному герою вечера составят многие музыкальные инструменты, но будет среди них такой «гость», который определенно потребует специального представления. Итак, знакомьтесь, контрафорте! Этот молодой инструмент был изобретен и запатентован Бенедиктом Эппельсхаймом и Гунтрамом Вольфом в начале 2000-х годов. По сравнению с контрафаготом контрафорте обладает усовершенствованным динамическим диапазоном и улучшенной интонацией, звучит мощнее, ровнее и мягче. Оценить качества «младшего брата» контрфагота слушатели смогут на примере открывающего вечер Дуэта Джона Алкока, английского композитора и органиста XVIII века, и переложения трагической органной Пассакалии Баха для пяти фаготов (в роли одного из них и выступит контрафорте).
«Сердцевина» первой части концерта будет приятной и необременительной: можно будет услышать «освежающие» обработки композиций Хэрби Хэнкока ("Watermelon man"), Джека Йеллена и Милтона Эйджера ("Ain't she sweet?") и мастера американской «легкой» оркестровой музыки, автора знаменитой пьесы для пишущей машинки с оркестром Лероя Андерсена ("Bugler's birthday”).
Новое звучание обретет и музыка В. А. Моцарта: ария «самого ловкого птицелова» Папагено из оперы «Волшебная флейта» и адажио для такого необычного инструмента, как стеклянная гармоника, будут исполнены терцетом фаготов.
В начале второго отделения на сцене объединятся сразу два квартета – виолончелей и фаготов. Этот необычный ансамбль низких инструментов исполнит «Прелюдию» Никиты Сухих, молодого композитора и скрипача, а также «Ночь в Тунисе» легендарного трубача-импровизатора Диззи Гиллеспи в изумительной аранжировке, выполненной фаготистом Сергеем Бобченковым.
Затем на сцену выйдет ансамбль «Фагот +» (2008 г. рождения). Идея организовать подобный ансамбль, который способствовал бы «объединению самых разных музыкальных явлений вокруг фагота», принадлежит фаготисту Андрею Рудометкину, в чьей жизни Большой театр занимает особое место, можно сказать, с рождения: его родители также работали здесь, а сам он вошел в коллектив оркестра театра в возрасте восемнадцати лет (его пригласил маэстро Александр Лазарев).
Этот инструмент находит наиболее полное и частое применение в составе оркестра, но может так же прекрасно чувствовать себя и в составе всевозможных камерных ансамблей. Так, в самом деле, почему бы и не дать ему возможность проявить себя по-новому? При этом программы ансамбля далеко не всегда целиком и полностью «академичны»: так, например, в нашем концерте прозвучит часть оригинальной программы «Фагот + джаз», включающей обработки джазовой (и не только) музыки в изложении солирующего фагота, струнного квартета, бас-гитары и перкуссии. Уникален этот состав – уникальны и сами эти обработки, которые знакомы не только Бетховенскому залу Большого, но и разным московским клубам.
В концерте примут участие Андрей Рудометкин, Сергей Бобченков, Алексей Бажалкин, Тарас Самбир (фагот), Алексей Марутаев (контрафорте), Анна Гришина (фортепиано), Борис Лифановский, Владимир Стрельцов, Арсений Безносиков, Степан Худяков (виолончели) и ансамбль «Фагот +» – вновь Андрей Рудометкин (фагот), Кирилл Филатов, Дмитрий Новиков (скрипки), Алексей Яненко (альт), Вячеслав Чухнов (виолончель), Дмитрий Тарбеев (бас-гитара), Антон Михалевский (ударные).
Концерт ведет Ирина Башкирева.
Наталия Абрютина