Их медные сиятельства

22.10.2019

Слово «брасс» пришло из английского языка, brass означает одновременно и материалы – медь и латунь – и группу инструментов, которые из них изготовлены. Наиболее распространенный среди таких ансамблей – брасс-квинтет, зародившийся и завоевавший огромную популярность в середине ХХ века в США, но на этот раз слушатели получат возможность познакомиться и с другими вариантами «медных» составов.

История музыки для ансамблей медных духовых инструментов восходит к итальянскому Ренессансу. В то время распространены были так называемые «консорты» – небольшие инструментальные ансамбли, которые часто состояли из инструментов одного и того же семейства, но различной высоты звучания. Можно было встретить консорты струнных – например, виол, – и блокфлейт, а также медных инструментов, куда входили в разных сочетаниях предшественники современной «меди», например, сакбут, цинк и шалмей («предки» современных тромбона, корнета и трубы).

В первом отделении концерта прозвучат великолепные образцы музыки для медных инструментов, которую в целом можно назвать «академической». Откроет его «Шествие князей» из II акта оперы-балета «Млада» представителя «Могучей кучки» Н. Римского-Корсакова. Первоначально планировалось, что опера станет коллективным сочинением кучкистов и каждый напишет по одному акту. Работа не была доведена до конца (заказчик – директор Императорских театров С. Гедеонов – покинул свой пост), и каждый из композиторов использовал невостребованную музыку в других сочинениях. Но из них один только Римский-Корсаков решился расширить написанный им акт до полноценной оперы. Среди музыкантов «Млада» знаменита как кладезь оригинальнейших оркестровых находок, где можно найти примеры применения самых необычных инструментов и их сочетаний. Среди них, конечно, нашлось достойное место и медным.

Симфония Дж. Б. Перголези для виолончели и бассо континуо будет исполнена в переложении для инструмента, близкого виолончели по диапазону – тромбона. Этот композитор, проживший трагически короткую жизнь, известен в первую очередь как создатель Stabat Mater для хора и оркестра на канонический латинский текст. Еще одно интересное переложение – Концерта для четырех скрипок Г. Ф. Телемана (композитора эпохи барокко, большого друга семьи И. С. Баха и крестного отца его сына Карла Филиппа Эммануэля). Место изысканно поющих скрипок займут четыре...тромбона. В изложении для брасс-квинтета прозвучит и своеобразная Сюита из фортепианных пьес основоположника норвежской национальной школы Эдварда Грига.

Единственное произведение из вошедших в программу вечера в оригинале написано для брасс-состава – это Секстет О. Беме, немецкого композитора и трубача-виртуоза, внесшего существенный вклад в развитие русской исполнительской школы. По окончанию Лейпцигской консерватории он был приглашен в Россию, где служил артистом ряда петербургских оркестров. Секстет – одно из «знаковых» сочинений для духового ансамбля: каждая партия «предъявляет» высочайшие профессиональные требования к исполнителю, при этом благодаря проставленной автором, знатоком медных инструментов, аппликатуре, удобна и естественна.

Второе отделение уже не носит «академического» характера. Так, наверняка большим сюрпризом для публики станет Сюита из музыки к мультфильму «Сказка о попе и работнике его Балде», написанной Д. Шостаковичем.

Неудивительно, что музыка для брасс-ансамблей особенно прижилась в США, ведь именно эта страна считается их родиной. Слушатели познакомятся с произведениями американских авторов, которые сами были непревзойденными мастерами игры на своих медных инструментах, а также страстными их пропагандистами, – трубача Герберта Кларка, чья творческая активность пришлась на рубеж XIX-XX веков, и нашего современника, одного из ведущих тромбонистов США Дэвида Убера.

Прекрасно звучит в исполнении трубы и композиция Джорджа Гершвина "Someone to watch over me", «замеченная» в репертуаре множества знаменитых певцов, от Эллы Фитцджеральд и Фрэнка Синатры до Эми Уайнхаус и Леди Гага.

Концерт самым «ударным» образом завершится Сюитой из мюзикла «Вестсайдская история» Л. Бернстайна – вольной адаптации трагедии Шекспира «Ромео и Джульетты», действие которой перенесено в Нью-Йорк 50-х гг. прошлого столетия.

В концерте примут участие Брасс-квинтет солистов оркестра Большого театра им. М.И. Табакова (Михаил Гайдук, Никита Шишков/ труба, Артур Арзуманов/ валторна, Дмитрий Железнов/ тромбон и Юрий Афонин/ туба) и Квартет тромбонистов театра (Яков Брагин, Дамир Хузин, Артур Гильфанов, Леонид Рафальсон).

Концерт ведет Ирина Башкирева.

Наталия Абрютина