К жанру камерной вокальной миниатюры Петр Ильич Чайковский обращался на протяжении всей своей творческой жизни. Первые романсы им были написаны почти в отрочестве, в период обучения в училище Правоведения, последние – в 1893 году, последнем в его жизни. Его перу в общем и целом принадлежит более ста романсов и песен для голоса в сопровождении фортепиано. Большинство объединены в группы – опусы из нескольких сочинений, составляющие которых хоть и не складываются, как у многих других авторов, в явный цикл, но обладают несомненным внутренним единством. Все они тесно связаны с его творчеством в других, гораздо более крупных жанрах: многие мотивы, нашедшие отражение в романсах, впоследствии получили существенное развитие в других сферах, вплоть до оперы и симфонии.
Романсы Чайковского имеют ряд «прототипов». Один из основных – городской бытовой романс, в атмосфере которого также сложилось романсовое творчество Глинки и Даргомыжского. Чайковский никогда не скрывал, что его до глубины души трогала городская лирика, простая, безыскусная и очень чувствительная. «Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева, — признавался он. — А по отзыву знатоков это верх пошлости». Одной из особых черт романсов Чайковского, их изюминкой стало виртуозное балансирование на грани изысканности и чрезмерности, искренней простоты и простоватости, интеллектуализма и надуманности, сверхвыразительности и экзальтации. Элементы бытовой городской лирики приобретают у него благородство и достоинство, а благодаря их безыскусной простоте музыка трогает даже самое «холодное» сердце.
Конечно, бытовой романс был отнюдь не единственным истоком. Другими «источниками» стали и опыт гениальных предшественников (все тех же Глинки и Даргомыжского), вознесших жанр романса на небывалую художественную высоту, и немецкая романтическая Lied – здесь особенно близким оказался Роберт Шуман с его страстностью на грани кипения, контрастирующей с мечтательностью и «уходами в себя».
Круг поэтов, к которым обращается Чайковский, весьма своеобразен и очень показателен. Большая часть романсов написана на стихи русских поэтов XIX века, многие из которых были современниками композитора, – А. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Апухтина, А. Плещеева, Л. Мея, Д. Ратгауза и других, а также западноевропейских романтиков – Г. Гейне, И. В. Гете. Также выделяются романсы на стихи автора, скрывавшегося за псевдонимом К.Р., – Великого князя Константина Николаевича Романова, разносторонне творческого человека, всерьез занимавшегося и поэзией, и музыкой (его переписка с Чайковским, кстати, – пример интереснейшего эпистолярного наследия эпохи). Некоторые романсы написаны Чайковским и на собственные стихи – под робким псевдонимом N.N. – лишенные, возможно, высоких художественных достоинств, но по-детски искренние и трогательные. Интересно, что в вокальной лирике Чайковского не представлен автор, перед гением которого он преклонялся и на чьих произведениях основаны две его знаменитейшие оперы («Евгений Онегин» и «Пиковая дама»), то есть Александру Сергеевичу Пушкину. Причиной, вероятнее всего, послужила своего рода «психологическая несовместимость»: стихи Пушкина принадлежали золотому веку поэзии, отличаясь гармонией, стройностью, «философичностью», в то время как Чайковский был уже героем совсем другой эпохи. Настроения тоски, томления, космического одиночества и неясного ожидания в сочетании с особой исступленной сверхэмоциональностью все же находили больший отклик именно в стихах современников Чайковского. Восторгаясь гармоничной стройностью и «уравновешенностью» поэзии Пушкина, Чайковский не находил в себе самом этих качеств.
В нынешнем концерте артисты Молодежной оперной программы представят зрителям четыре опуса романсов. Шесть романсов op.27 посвящены певице-контральто Елизавете Лавровской, «чудным, бархатным и сочным» голосом которой восхищался Чайковский, по праву считая ее выдающейся представительницей русской вокальной школы. Именно она подала композитору мысль создать оперу на сюжет сверхпопулярного тогда «Евгения Онегина». Она же и стала первой исполнительницей партии Ольги на закрытом «прогоне» оперы в доме певицы Юлии Федоровны Абаза, за одиннадцать дней до премьеры в Москве. Кроме Чайковского, романсы Елизавете Лавровской посвятили С. Рахманинов («Она, как полдень, хороша» и «В моей душе») и С. Танеев («Люди спят»). Авторы текстов-первоисточников op.27 – поэт и революционер Николай Огарев, поэт и переводчик Николай Греков, чьи стихотворения вдохновили на создание романсов не только Чайковского, но и других композиторов (Алябьева, Варламова, Гурилева, Булахова, Мусоргского), а также один из любимых поэтов Чайковского Лев Мей, особенно известный своими блестящими переводами – «Слова о полку Игореве» и стихотворений и пьес европейских авторов. Кроме того, на основе драматических произведений Мея написаны три оперы Н. А. Римским-Корсаковым.
Среди шести романсов следующего опуса – 28-го – четыре написаны на стихи уже знакомых нам поэтов – Льва Мея и Николая Грекова. Кроме них, «соавторами» Чайковского стали Алексей Апухтин, близкий друг композитора, с которым он вначале учился вместе в Училище правоведения, а затем некоторое время работал бок о бок в министерстве юстиции, – и загадочный NN. Под этим «псевдонимом» скрывался сам стеснительный Чайковский. Именно романс на собственные стихи – завершающая опус «Страшная минута» - стал одним из самых популярных и исполняемых его романсов и еще при жизни композитора был аранжирован Сергеем Танеевым для оркестра и виолончелистом Сергеем Морозовым для виолончели с фортепиано. Обе эти обработки были горячо одобрены автором и изданы – как, впрочем, и все романсы op.27 и 28, – знаменитым московским издательством Петра Юргенсона.
Во втором отделении прозвучат два опуса романсов более позднего периода – 38-й и 47-й. В 38-м опусе также нашлось место поэтическому творчеству композитора: последний романс – «Флорентийская песня» – был написан им во время путешествия по Флоренции. Оно стало возможным благодаря покровительству мецената Надежды Филаретовны фон Мекк, переписка с которой стала одной из интереснейших страниц его биографии. Поездка по Италии отчасти облегчила тяжелое душевное состояние Чайковского, в котором он находился после неудачной женитьбы на Антонине Милюковой. Предпоследняя миниатюра – «Любовь мертвеца» – написана на стихи М. Лермонтова, очевидно, своим удрученным настроением особенно созвучные композитору в тот непростой период его жизни. Первые четыре романса вдохновлены стихами одного из прекраснейших русских поэтов второй половины XIX века – Алексея Константиновича Толстого и были написаны, когда композитор гостил в украинском поместье Надежды Филаретовны. Именно она в свое время обратила его внимание на поэзию Толстого. Эти миниатюрные шедевры принадлежат к числу самых исполняемых и любимых слушателями романсов Чайковского.
Шесть исключительных шедевров составляют и op.47. Полный торжества всесильной любви романс «День ли царит», предположительно первый из написанных, стал настоящей «эмблемой» вокальной лирики Чайковского. Именно он «представляет» этот жанр на изящной кованой ограде памятника композитору перед Большим залом Московской консерватории (внимательный наблюдатель увидит, что эта ограда представляет собой нотный стан, на котором изображены начальные фразы его музыкальных произведений в различных жанрах, «представлены» симфония, струнный квартет, опера, романс).
Драматизированные «русские песни» – №1 «Кабы знала я, кабы ведала» и №6 «Я ли в поле да не травушка была» – обретают подлинные трагические кульминации. Романс «Горними тихо летела душа небесами», по признанию Чайковского, был создан под впечатлением от знакомства с музыкой оратории «Мария Магдалина» Ж. Массне, дуэт из которой он не мог слушать без слез. Центральное место в op.47 занимает монолог «Благословляю вас, леса» на фрагмент поэмы А. К. Толстого «Иоанн Дамаскин», который представляет собой свободную обработку гимна византийского богослова. Эта же поэма впоследствии стала основой для знаменитой кантаты С. Танеева, одного из любимейших учеников Чайковского и его преемника в Московской консерватории.
В концерте принимают участие Эльмира Караханова, Мария Мотолыгина, Елизавета Нарсия (сопрано), Мария Баракова, Ульяна Бирюкова, Юлия Шаварина (меццо-сопрано), Аташ Гараев (тенор), Давид Посулихин (тенор), Николай Землянских (баритон), Дмитрий Чеблыков (баритон), Рауф Тимергазин (баритон), Гиорги Челидзе (бас), Алексей Кулагин (бас); Ивари Илья, Майя Андреевская, Александр Широков, Вера Григорьева (фортепиано).
Концерт ведет Ирина Башкирева.
Наталия Абрютина