Особое внимание нашего театра к Валерию Гаврилину отнюдь не случайно: в течение долгого времени в Большом идет балет «Анюта», поставленный Владимиром Васильевым на музыку Гаврилина. Невероятный успех в амплуа балетного композитора стал для него более чем неожиданным: балет на сюжет рассказа Чехова «Анна на шее» «увидел» в отдельных симфонических и фортепианных пьесах композитора сценарист и режиссер Александр Белинский. «Александр Белинский давно хотел снять телевизионный балет по Чехову, долго «ходил вокруг» «Скверного анекдота», а потом как-то раз услышал вальс Валерия Гаврилина и понял, что это настоящий «чеховский вальс». Вот так, не от литературы, а от музыки родился замысел фильма, хотя в основе его были использованы мотивы рассказов Антона Павловича Чехова, большей частью — «Анна на шее»… Для «Анюты» Александр Аркадьевич вместе с Володей (Владимиром Васильевым) подбирал музыку буквально по кусочкам из разных произведений Валерия Гаврилина», – так рассказывала историю возникновения замысла балета и его воплощения первая и непревзойденная Анюта – Екатерина Максимова. Фильм-балет «Анюта», вышедший в 1982 г., имел триумфальный успех в России и за рубежом, что побудило Владимира Васильева задуматься о переносе его на театральную сцену. Расширенная театральная версия увидела свет рампы в 1986 г. – сначала в Неаполе, а затем и в Москве в Большом театре. Так «Анюта» по сути создала прецедент: наверное, это был первый случай в истории, когда балет родился на экране и лишь потом попал на сцену, а не наоборот.
«Ядро» нашего концерта составят два вокальных цикла Валерия Гаврилина – «Первая немецкая тетрадь» и «Вечерок». О первом из них композитор рассказывал с иронией: «Когда я только научился писать ноты, то я сочинил первое свое сочинение, которое было записано, «Красавица рыбачка» на стихи Генриха Гейне. Это очень смешная музыка. Писал я ее с большим желанием и с большим настроением, и не знал тогда, что через десять лет, в 1962 году, снова обращусь к творчеству этого великого поэта. На этот раз, надо сказать, я писал без особой охоты, скорее по принуждению. Я был студентом второго курса консерватории, и у меня просто не хватало по учебному плану вокальной музыки, а надо сказать, что за все годы предыдущего учения, вокальную музыку я терпеть не мог, всячески старался уклониться от сочинения... Но тут мой профессор сказал, что вынужден будет поставить мне двойку, если я не сочиню что-то вокальное. Я в полном отчаянии схватился за «своего детского поэта».
Для вокального цикла Гаврилин подобрал шесть стихотворений Гейне разных лет из сборника «Книга песен». Несмотря на «вынужденность» обстоятельств создания этого произведения, именно оно стало отправной точкой для дальнейшего развития своеобразного, уникального творческого облика композитора. Цикл сразу же получил признание, и его включили в свой репертуар многие знаменитые певцы. В их числе и Зара Долуханова, чье великолепное исполнение уже не «Немецкой», а «Русской тетради» станет этапным в жизни начинающего композитора. За этот пронзительнейший цикл – консерваторскую дипломную работу! – Гаврилин неожиданно для самого себя получит в 1967 г. Госпремию, став самым молодым в стране ее лауреатом. Через много лет после создания «Немецкой тетради» Гаврилин, будучи уже признанным, известным композитором, снова обратится к поэзии Гейне. Так в 1972 г. появится еще один цикл, который получит название «Вторая немецкая тетрадь», а за консерваторской «тетрадью» уже окончательно закрепится наименование «первой».
Вокальный цикл «Вечерок», написанный после прогремевшей «Русской тетради», также посвящен Заре Долухановой. Певица, потрясенная пережитым опытом исполнения «Тетради», несколько лет терпеливо ждала нового сочинения композитора и не раз повторяла, что отныне она «заражена Гаврилиным». «Вечерок», получивший авторский подзаголовок «Альбомчик», по концепции получился совсем иным: если «Русская тетрадь» была целиком и полностью основана на «стихии» русского фольклора, «Вечерок» погружает в мир городского бытового романса. Традиция вести «альбомчики» – специфически русское явление. У многих девушек начиная с XVIII-го и заканчивая, пожалуй, лишь серединой XX века – от провинциальных барышень до молодых мещанок и юных городских «светских львиц» – были тетрадки – хранители воспоминаний, куда записывались стихотворные строчки, посвящения и пожелания друзей, небольшие рисунки… Много лет спустя эти непритязательные страницы воссоздавали в памяти владелицы альбома давно прошедшие дни молодости, ее радости и печали.
Соавтором Гаврилина стала поэтесса и сценаристка Альбина Шульгина, с которой композитор познакомился во время работы над кинофильмом «В день свадьбы». Ей принадлежат тексты трех номеров цикла. Один из номеров написан на текст стихотворения так и «не отпустившего» Гаврилина Генриха Гейне. Еще четыре – на тексты самого композитора. Наконец, центральный номер – «Ах, мой милый Августин» - основан на словах известной немецкой народной песенки.
Первое исполнение «Вечерка» состоялось в Большом зале Московской консерватории, пела Зара Долуханова, которой композитор посвятил цикл. Вскоре появилась и вторая редакция для меццо-сопрано, сопрано и фортепиано – именно она прозвучит в нашем концерте. Известно, что автор продолжал работу над второй частью «Вечерка», которой дал предварительное название «Танцы, письма, окончание»: туда, помимо стихов Гаврилина и Альбины Шульгиной, вошли также номера на основе стихов Надсона, Ахматовой и Бунина. К огромному сожалению, так сложилось, что исполнители для продолжения так и не нашлись: Зара Долуханова после смерти своего постоянного концертмейстера прекратила выступления, сотрудничество с другими певицами не сложилось. В итоге Гаврилин, имевший обыкновение переносить готовое сочинение, до этого полностью сложившееся в уме, на нотную бумагу лишь перед тем, как вручить ноты исполнителям, так и не записал вторую часть «Вечерка».
Кроме двух вокальных циклов, в концерте прозвучат и отдельные песни. В них, как, в общем-то, и во всех своих сочинениях Гаврилин реализует свое творческое кредо: говорить со слушателем на понятном ему языке. В них стирается граница между искусством эстрадным и серьезным, академическим. Формально «эстрадные» песни написаны на высочайшем художественном уровне, сочетая в себе простоту выражения и огромную глубину, доступную лишь настоящему художнику и мастеру. Это же можно отнести и к его пьесам для фортепианного дуэта, которые будут исполнены на сцене Бетховенского зала. В числе шести «Зарисовок», выбранных исполнителями, будет исполнен «Вальс», ставший едва ли не всенародно знаменитым благодаря балету «Анюта».
В концерте примут участие Екатерина Щербаченко (сопрано), Светлана Шилова (меццо-сопрано), Борис Пинхасович (баритон), Алексей Гориболь и Павел Коновалов (фортепиано).
Наталия Абрютина