В честь Веры Дуловой

17.11.2019

Уже не впервые музыканты Большого театра посвящают свои выступления Вере Георгиевне Дуловой, ставшей настоящим символом отечественной школы исполнительства на арфе. Изумительное звучание инструмента в ее руках неизменно вызывало восхищение и знатоков, и любителей музыки. Каждое выступление сопровождали восторженные отзывы, а самый красноречивый из них дал президент Международного общества арфистов Пьер Жаме: «Мне никогда не приходилось слышать подобной игры. Вера Дулова достигла не только вершины технического совершенства, но и величайшего артистического мастерства. Она по праву считается лучшей арфисткой мира».

Вера Георгиевна принадлежала к известной музыкальной династии: ее бабушка, одна из первых консерваторских выпускниц, училась у первого директора Московской консерватории пианиста Николая Рубинштейна. Отец, профессор Г.Н. Дулов, там же вел класс скрипки, а мать была солисткой Мариинского театра. Вера Дулова окончила Московскую консерваторию в классе легендарных Ксении Эрдели и Марии Корчинской, а затем совершенствовала мастерство у Макса Зааля в берлинской Высшей школе музыки, получив стипендию, учрежденную из собственных средств лично наркомом просвещения Анатолием Луначарским.

Некоторое время она была солисткой Московской филармонии, а затем на долгие годы (с незначительным перерывом) связала свою творческую жизнь с оркестром Большого театра. Преподавала, вырастив плеяду замечательных учениц, написала книгу, организовала Всероссийское общество арфистов, была членом жюри музыкальных конкурсов. Ее игре внимала публика во множестве стран мира – от Великобритании до Австралии. Что касается России, то где она только ни выступала, даже на дрейфующей льдине «Северный полюс-4», за что была удостоена звания «Почетный полярник».

Благодаря Вере Дуловой коренным образом изменился арфовый репертуар. Ее собственный концертный «арсенал» насчитывал более трехсот произведений. Многие сочинения зарубежных композиторов XX века впервые прозвучали в России именно в ее исполнении, а некоторые забытые или прежде неизвестные рукописи были возвращены к жизни ее усилиям. Работой в архивах и библиотеках она увлеклась еще в юности, во время учебы в Германии. Ее искусство вдохновляло отечественных композиторов: для нее написаны и ей посвящены концерты С. Василенко и А. Мосолова, сонатины Л. Книппера и А. Балтина, «Восточный танец» и Токката А. Хачатуряна (совместная редакция с автором), сочинения Н. Макаровой, В. Кикты и другие (созданы при ее участии). Кроме того, благодаря Вере Дуловой репертуар для арфы пополнился замечательными транскрипциями, украшающими концертные программы арфистов всего мира по сей день.

«Рояль – это арфа…в гробу» – такую не слишком пристойную, но вызывающую улыбку «профессиональную» шутку можно частенько услышать в музыкантском закулисье. Гроб здесь, конечно, совершенно не при чем, но эти два великолепных инструмента связывает довольно тесное родство. Поэтому нередко фортепианная фактура вызывает ассоциации с арфовым звучанием. Транскрипции известных фортепианных пьес для арфы соло это подтвердят. До-мажорная прелюдия Сергея Прокофьева и в оригинальном, фортепианном варианте получила подзаголовок «Арфа», поэтому сложно представить более органичный инструмент для ее исполнения. Акварельный романс «Жаворонок» М. Глинки переживет «двойную» транскрипцию: вторую жизнь он получил в виртуозном изложении М. Балакирева для фортепиано соло, а на нашем концерте свою беглость и блеск продемонстрирует «сестра» рояля, арфа.

Фортепианный этюд «Вздох» Ференца Листа потребует от исполнителя не меньшей виртуозности и в транскрипции для арфы (тем более что сделала ее Анриетта Ренье, искусный музыкант и страстный пропагандист своего инструмента). Который во всем своем великолепии предстанет на нашем концерте в «Танце сильфов», замечательной виртуозной пьесе французского арфиста и композитора Феликса Годфруа (1818 – 1897), имя которого носит один из престижных международных конкурсов арфистов .

Американская арфистка Дебора Хэнсон-Конант, даром что привержена такому «аристократичному» музыкальному инструменту, имеет репутацию «хулиганки». Помимо классической педальной арфы, она играет еще на кельтской и электрической арфах. Внешний вид и поведение исполнительницы разбивает все стереотипные представления о том, как должна выглядеть и вести себя истинная арфистка. Она выступает в составе именитых симфонических оркестров и как солистка – и не только в «академических» залах, но также в небольших клубах и театрах, где исполняет в том числе пьесы собственного сочинения. «Если у вас есть предвзятое мнение о том, как должен выглядеть или звучать джазовый арфист, можете смело выбросить его в окно. Хенсон-Конант настоящая шоувумен… В ее руках джазовая арфа всего лишь дальний родственник своего классического собрата», – так отзывается об этой удивительной артистке критик Роберт Голдблюм. Не боящаяся экспериментов сцена Бетховенского зала представит слушателям пьесу «Барокко-фламенко», в которой благородная арфа «примерит» на себя образ дикой и раскованной испанской гитары.

Испанский колорит даст о себе знать и во втором отделении концерта, когда зазвучит изумительная «Малагенья» кубинца Эрнесто Лекуона-и-Касадо, ведущей фигуры в музыкальной жизни Кубы первой половины ХХ века. Его часто сравнивают с Джорджем Гершвином: оба соединили в своем творчестве высокий дух академизма (или – профессионализма) и зажигательность и яркость популярных жанров. «Малагенья» – концертная пьеса для фортепиано соло (Лекуона был пианистом-виртуозом), но большую популярность приобрели ее транскрипции для гитары и арфы.

Откроет же второе отделение «Элегия на смерть пастуха» Бернара Андре, современного французского арфиста и композитора. Очарованный волшебным звучанием арфы в возрасте девятнадцати лет, он всю жизнь посвятил этому инструменту, начав свою карьеру в качестве музыканта оркестра, а затем сконцентрировавшись на сочинении музыки. Его произведения продолжают французскую музыкальную традицию. Арфа с ее изысканным, красочным звучанием обрела особую популярность у французских композиторов уже с конца XIX века.

Фантазия-экспромт Шопена – пожалуй, одно из самых популярных произведений романтической эпохи в целом. Сложно сказать, на каком инструменте она еще не была исполнена. Но арфа, несомненно, особенно трепетно передает романтический дух этого маленького шедевра.

Завершит вечер музыка Андре Жоливе (1905-1974), одного из наиболее «передовых» композиторов первой трети ХХ века. Он попал в самую гущу музыкального авангарда того времени: тут были и частные занятия с пионером электронной и конкретной музыки Эдгаром Варезом, и непосредственное участие в группе «Молодая Франция», возглавляемой Оливье Мессианом. После Второй мировой войны (Жоливе был призван на службу) его музыкальный язык претерпел значительные изменения. На смену сложным авангардным приемам пришла большая прозрачность и ясность изложения.

Еще в период обучения у Вареза важной сферой творчества Жоливе стала так называемая «волшебная», «магическая» музыка. Он писал: «Я хочу вернуть музыке ее первоначальный античный смысл, когда она была выражением магического и заклинательного начала религии, объединяющей людей». В этом свете раскрывается замысел его пьесы «Песнь Линоса», основой программы которой является сюжет древнегреческого мифа. По этому мифу, Линос, сын Аполлона и дочери аргосского царя Псамафы, был отдан своей матерью на воспитание пастухам и разорван собаками. За это бог наслал на Аргос страшную Месть, убивавшую детей. Трагическая судьба Линоса стала темой многих скорбных песен. В сочинении Жоливе эту песнь «поет» солирующая флейта, и, несмотря на то, что в этот период композитор уже отказывается от атонального языка, ее партия чрезвычайно виртуозна, причем в контексте виртуозности и выразительности авангардной музыки ХХ века, и изобилует многими современными, поражающими воображение приемами.

В концерте принимают участие Марина Чудакова, Валерия Вощенникова, Татьяна Осколкова, Ника Рябчиненко, Елизавета Симоненко, Алла Королева, Мария Крушевская (арфа), Светлана Микляева (скрипка), Михаил Ковальков (альт) и Степан Худяков (виолончель)? Станислав Ярошевский (флейта) и Камерный оркестр Большого театра (дирижер – Антон Гришанин).

Наталия Абрютина