К столетию со дня рождения Мечислава Вайнберга

24.11.2019

Струнный квартет – один из самых сложных жанров ансамблевой музыки. Йозеф Гайдн как-то сравнил его с разговором четырех собеседников, равно умных и благородных. От камерной природы струнного квартета и проистекает особенная проникновенность и философичность звучания этого состава, с неброскими, но глубокими эмоциями. Владение жанром струнного квартета стало своего рода «проверкой» мастерства, и начиная со второй половины XVIII века почти все сколько-либо значительные композиторы не обходили его своим вниманием. Мощного расцвета эта сфера камерной музыки достигла в творчестве венских классиков. Во второй половине XIX столетия произошел некоторый спад композиторского интереса к квартетной музыке, однако ряд композиторов «консервативного», академического направления по-прежнему отдавали ему дань. Так возникли настоящие шедевры А. Дворжака и И. Брамса.

Возрождение настоящего, большого интереса к жанру квартета относится к ХХ веку, с его общей тенденцией к камерности и детализированности фактуры. На Западе новый смысл приобретает музыка для квартета в сочинениях нововенцев Шенберга, Берга, Веберна, а позже – Лютославского, Пендерецкого, Л. Ноно, В. Рима. В русской музыке у истоков этого жанра стояли Бородин и Чайковский с их диаметрально противоположными по содержанию, но равными по значимости квартетами. Заложенные ими традиции были продолжены Танеевым и Глазуновым, а затем получили мощнейшее, поистине симфоническое воплощение в музыке Д. Шостаковича. На его фоне многие выдающиеся музыканты того времени оказались до некоторой степени в тени. Среди них и один из тончайших композиторов ХХ века Мечислав (Моисей) Вайнберг (1919-1996).

8 декабря исполняется сто лет со дня его рождения, и нынешний год в честь этого события объявлен «Годом Вайнберга». Во многих городах России проходят концерты, на которых исполняется его музыка. Издательство «Композитор» планирует выпуск собрания сочинений Вайнберга и сборника воспоминаний. А в самый день рождения в Государственном институте искусствознания откроется Международная научная конференция «Судьба и творчество М. С. Вайнберга. К столетию со дня рождения». Большой тоже не остался в стороне: 13 ноября в наших стенах прошла пресс-конференция, была открыта выставка и состоялась очередная серия показов недавно вошедшей в репертуар нашего театра оперы «Идиот».

Моисей Вайнберг родился в Варшаве в семье дирижера и актрисы еврейского театра. В 1939 г. окончил Варшавскую консерваторию (как пианист) и вскоре, в начале Второй мировой войны, бежал в СССР. Его семья – родители и младшая сестра, – оставшаяся в Варшаве, была заключена в Лодзинское гетто и позже погибла в концентрационном лагере Травники. Первоначально Вайнберг обосновался в Минске, где некоторое время учился в классе композиции Минской консерватории, затем был эвакуирован в Ташкент, где познакомился с Дмитрием Шостаковичем. В 1943 г. вместе с ним вернулся в Москву. Спустя десять лет Вайнберг был арестован в связи с делом врачей. О его освобождении ходатайствовали Шостакович и Пейко, но, разумеется, к ним не прислушались. Композитор был освобожден (впоследствии реабилитирован) только после смерти Сталина.

Творческое наследие Вайнберга огромно. Его перу принадлежат произведения во всех существующих жанрах, в том числе двадцать пять симфоний (не считая камерных) и семнадцать струнных квартетов. В сравнении с музыкой Шостаковича, безусловно, оказавшего на него очень большое влияние, сочинения Вайнберга, несмотря на кажущееся, поверхностное сходство, имеют иную «направленность»: их отличает большая теплота, «напевность», даже некоторая «романтичность». Влияние было не односторонним. Именно Вайнберг заинтересовал Шостаковича еврейской музыкой, музыкальный язык которой нашел свое преломление в вокальном цикле «Из еврейской народной поэзии» и некоторых других произведениях. Кроме того, композиторы вступили в своего рода состязание: так, Шостакович был горд тем, что раньше своего друга достиг числа «десять» в количестве своих струнных квартетов.

Четвертый квартет Вайнберга был написан в 1945 г. Начало первой части, Allegro comodo, отмечено пасторальным характером. Несколько ее тем имеют тонкие интонационные связи. Настроение Allegro колеблется от медитативно-спокойного до яростного и горестного. Вторая часть – скерцо, вызывающее ассоциации со «злыми» скерцо Шостаковича. Средствами струнного квартета Вайнберг достигает почти оркестрового звучания. Третья часть написана в жанре траурного марша – и может быть поставлена в ряд великих похоронных шествий (а это музыка Бетховена, Шопена, Малера). В ходе неторопливого развертывания возникают горестные хроматические интонации, напоминающие о традиционной еврейской музыке. Основная тема финала перекликается с первой частью внешне спокойным, несколько отстраненным характером. Вторая тема, ясная и прозрачная, производит, тем не менее, трагическое впечатление, как улыбающиеся губы, сведенные болью. Развитие приводит к сильной драматической кульминации. Когда она сходит на нет, возвращается квазипасторальное настроение начала, но вместо ожидаемого светлого ми-бемоль мажора в конце – пусть не радостного, а напоминающего сон, забытье, усталость, – появляется густой и темный, полный боли ми-бемоль минор.

Камерная музыка Иоганнеса Брамса – одна из важнейших сфер его творчества и особенно ему близкая. Всего композитор написал двадцать четыре крупных камерно-инструментальных цикла, с участием фортепиано и без: среди них скрипичные и виолончельные сонаты, знаменитый фортепианный квинтет, трио, квартеты, квинтеты и секстеты. Среди них выделяется Квинтет для струнных и кларнета си минор. Сочетание струнного квартета с кларнетом привлекало не одного Брамса: подобные составы можно найти у В. А. Моцарта, раннего немецкого романтика К. М. фон Вебера, позднего романтика М. Регера. Особый колорит создается сплетением напряженно-концентрированного звучания квартета и мягкого, обволакивающего, но в то же время воздушного, возвышенного «голоса» кларнета. Квинтет Брамса относится к позднему периоду (он написан в 1891 г.) и в некоторой степени является переломным в его творчестве. Брамс находился «в тупике»: за предшествовавший год он не создал ни одного крупного произведения и всерьез задумывался о прекращении композиторской деятельности. Спасением стала встреча композитора с кларнетистом Рихардом Мюльфельдом – замечательным исполнителем, удостоенным Королевской Баварской золотой медали короля Людвига. Помимо Брамса, ему посвящали свои произведения многие другие композиторы того времени. Для Мюльфельда Брамс создал четыре сочинения с участием кларнета, среди которых особенно выделяется наш квинтет.

В нем Брамс мастерски использует художественные и технические возможности кларнета. Этому инструменту, среди духовых уступающему в подвижности лишь флейте, доступны и широкие пассажи, и экспрессивная декламация, и проникновенное кантиленное «пение» – темное, «грудное» в низком регистре и подобное человеческому голосу в среднем. В исполнительской манере Мюльфельда Брамса особенно привлекали мягкость, лиричность, трепет. «Fräulein-Klarinette» (то есть фрейлейн, барышня, юная девушка) – такую характеристику кларнету любиого исполнителя дал сам композитор. Эта составляющая природы инструмента и определила общую направленность образов Квинтета: в нем преобладает песенно-лирическое, элегическое начало.

Четыре части квинтета объединены общей интонацией уменьшенной кварты – изломанного, напряженного интервала, который впервые появляется в главной теме первой части и замыкает «круг» в финале, где она становится основой для темы вариаций. Вторая часть представляет собой нежную и хрупкую колыбельную, отчасти напоминающую музыку грядущего XX столетия – знаменитого квартета Леоша Яначека «Личные письма». (Это последнее сочинение выдающегося чешского композитора, восьмидесятилетнего на тот момент, было навеяно платонической любовью к женщине – адресату его писем; третья часть квартета обычно интерпретируется как колыбельная для сына, которого у них не было и не могло быть). Третья часть квинтета Брамса имеет традиционные для этой части цикла скерцозные черты, но выраженные через призму, во-первых, элегической песенности, а во-вторых, настроения трагической надломленности, характерного для всего мироощущения Брамса. Этим же ощущением пронизан и финал – вариации на короткую тему в объеме уменьшенной кварты. Вера сквозь боль, попытка улыбки сквозь слезы…

В концерте примут участие Михаил Цинман, Александр Майборода (скрипка), Дмитрий Усов (альт), Петр Кондрашин (виолончель), Алексей Богорад (кларнет).

Наталия Абрютина