В прошлом году 70-летний юбилей отметил выдающийся певец Владимир Маторин. Из более чем сорока лет служения в музыкальном театре свыше двадцати пяти посвящены Большому. С этим театром его прочно связала судьба еще до начала карьеры: одним из незабываемых детских впечатлений стала для него «Царская невеста», увиденная и услышанная в Большом театре, а его педагогом в Гнесинском институте (ныне – академия им. Гнесиных) был известный бас Евгений Васильевич Иванов, один из корифеев Большого театра в 1944-58 гг.
В ноябре 2018 г. на Исторической сцене Большого прошел грандиозный гала-концерт – чествование юбиляра. Теперь поклонников таланта Владимира Маторина ждет его сольный концерт в Бетховенском зале.
Маторин стал постоянным солистом Большого театра в 1991 г., когда Евгений Светланов, посетивший одно из сольных выступлений певца, лично пригласил его исполнить партию князя Юрия в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова. Ныне его репертуар в одном только Большом театре насчитывает более шестидесяти пяти партий! Благодаря исключительному дару артистического перевоплощения ему равно доступны самые разные амплуа: от драматических и трагических образов до комических и гротесковых.
На мировой сцене признание Маторину принесла прежде всего партия царя Бориса, в которой он выступал в Большом театре Женевы, хьюстонской Гранд Опера и Лирической опере в Чикаго (США), в Праге, Триесте, Лионе, театрах Окленда и Веллингтона (Новая Зеландия). В отзывах критиков певца сравнивали с чудо-богатырем из сказки, а выразительную мощь его голоса уподобляли то колоколу, то полированному граниту. Не ограничившись заглавной партией, не менее лестные отзывы получил он за исполнение партии Пимена (Метрополитен-опера, Парижская национальная опера) и партии Варлаама (Королевская опера Ковент-Гарден в Лондоне, историческая постановка Андрея Тарковского; Королевский театр/ Teatro Real в Мадриде, Баварская государственная опера и др.). Не меньший успех ожидал его и в острохарактерных ролях, которые были отмечены зарубежной прессой как его особый «конек». Настоящий фурор производили его Додон («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова), Король Треф и Мендоза («Любовь к трем апельсинам» и «Обручение в монастыре» С. Прокофьева).
Огромное значение артист придает концертной деятельности. Он проявил себя как тонкий интерпретатор русской и зарубежной камерно-вокальной музыки, народных песен, старинных романсов. Особое место в его репертуаре занимает духовная музыка. По его собственному признанию, без нее он не мыслит своих концертных программ. Творческой смелости артиста могут позавидовать многие: иногда он, мэтр и корифей Большого театра, «богатырь русской музыки» (такое название носила посвященная ему выставка в Театральном музее им. Бахрушина), идет на дерзкие эксперименты. Так, в 2009 г. он исполнил партию Афрания в рок-опере Александра Градского «Мастер и Маргарита».
Программа нынешнего концерта Владимира Маторина посвящена русскому романсу: от первой величайшей кульминации этого жанра в творчестве Михаила Глинки до шедевров одного из самых удивительных и поэтичных композиторов ХХ века, Георгия Свиридова.
Прозвучит поистине шлягерная «Попутная песня» Глинки на стихи друга композитора Н. Кукольника – ее часто включал в свои концерты Федор Шаляпин, в один ряд с которым однажды газета “Daily Telegraph” поставила и самого Маторина. Этот блестящий, полный ликования романс получил особенную популярность в изложении для детского хора, а также для баса. В исполнении низкого голоса он требует невероятной выносливости и виртуозности, за что приобрел заслуженную любовь слушателей всех времен. «Из Глинки» будут исполнены также два романса на стихи А. Пушкина: свободное изложение фрагмента Песни Песней царя Соломона – «В крови горит огонь желанья» и «Я помню чудное мгновенье», поэтом посвященное Анне Керн, композитором – ее дочери Екатерине. «Ночной смотр», в основу которого положена знаменитая баллада В. Жуковского (точнее перевод с немецкого, но он так хорош, что невольно в тень отодвигает оригинального автора) и элегия «Сомнение», в которой в дуэт с певцом вступит виолончель, довершают картину, которую являет собой «раздел» под эгидой Глинки.
Георгий Свиридов – один из величайших композиторов ХХ века, еще в 50-е годы сумевший обрести свой неповторимый и узнаваемый стиль. Все его сочинения проникнуты трепетной любовью к родной земле. В его случае эти слова, звучащие порой слишком часто и поэтому кажущиеся формальными, становятся чистой правдой. Известность ему принесли написанные в возрасте двадцати лет романсы на стихи А. Пушкина: этот цикл, созданный в 1935 г., до сих пор становится настоящим украшением любого вокального вечера. В нашем концерте будут исполнены три романса из этого цикла – «Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога» и «Подъезжая под Ижоры».
Александр Даргомыжский, младший современник Глинки, – один из тех композиторов, чье творчество всецело связано с вокальной музыкой. Он стал одним из величайших оперных реформаторов, добившись в своих произведениях – операх и романсах – подлинного слияния музыки и слова и огромной, порой вызывающей ужас своей реалистичностью психологической точности. Владимир Маторин исполнит миниатюрные, но безупречные по степени своей театрализации «сценки»: «Титулярный советник» (здесь фигурируют два персонажа: скромный мелкий чиновник и мощная, решительная генеральская дочь) и «Червяк» (при внешней комедийности – трагическое размышление о постепенном превращении легкого порока в настоящую подлость). Любимая русскими композиторами «испанская» тема будет представлена эффектным «пушкинским» «Испанским романсом». Внимательный слушатель сможет сравнить вокальные стили Даргомыжского и Глинки. При внешнем сходстве с «Сомнением» элегия «Мне грустно» на стихи М. Лермонтова отличается более «детализированным» воплощением поэтического текста.
Завершит вечер музыка М. Мусоргского – композитора, особенно почитаемого героем нашего концерта. Написанный в духе притчи или басни романс «Козел» – «светская сказочка», по собственному определению композитора, – беспощадно вскрывает «язвы» лицемерного светского общества, в котором нормальным считается и брак по расчету, и цинизм, и притворство. Наконец, артист исполнит роскошную песню Варлаама из оперы «Борис Годунов», давно ставшую одной из его «визитных карточек».
Партию фортепиано исполнит блестящий концертмейстер лауреат международного конкурса Маргарита Петросян, окончившая аспирантуру Московской консерватории в классе легендарного Важи Чачавы и в 2013 г. исполнившая с ведущими солистами Большого театра России все романсы Рахманинова в цикле концертов к 140-летию со дня рождения композитора. В концерте также принимает участие артист оркестра Большого театра Арсений Котляревский (виолончель).
Наталия Абрютина