На первый план выходят духовые

13.12.2019

История Квинтета деревянных духовых инструментов Большого театра берет начало в середине ХХстолетия. Тогда в составе этого коллектива выступали такие выдающиеся солисты оркестра, как Е. Игнатенко (флейта), М. Оруджев (гобой), И. Бутырский (кларнет), П. Савельев (фагот) и А. Рябинин (валторна). В дальнейшем состав менялся, но в нем неизменно выступали лучшие духовики оркестра Большого театра. С момента основания квинтет вел активную концертную деятельность в Москве, городах СССР и за его пределами. Так сложилось, что в конце 90-х гг. его история прервалась.

Но в 2013-м было принято решение возродить легендарный ансамбль. Его своеобразная «презентация» состоялась весной 2013 г. в Бетховенском зале: вначале там прошел цикл из трех концертов, в которых исполнители были представлены как солисты, а заключительным «аккордом» стало их совместное выступление – впятером.

Сейчас в репертуаре квинтета множество классических произведений для этого состава (как оригинальных, так и переложений). Кроме того, его участники уже создали несколько произведений специально для себя и неоднократно исполнили их в концертах, встретив самый восторженный прием у публики.

В первом отделении нынешнего концерта музыканты выступят в ансамбле, а во втором продемонстрируют свое мастерство в сольных номерах.

Увертюра к балету Чайковского «Щелкунчик» – наверное, самому новогоднему из всех существующих спектаклей – станет праздничной «увертюрой» всего концерта. Затем прозвучит блестящее Фантастическое попурри на темы из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник», написанное Джулио Бриччальди, флейтистом-виртуозом, в первой половине XIX века не знавшим себе равных. В оригинальном изложении предстанут и другие «страницы» мировой оперы: четыре арии из «Дон Жуана» Моцарта (четыре арии – и четыре персонажа: дочь рокового Командора донна Анна, благородная и страстная донна Эльвира, прелестная селянка Церлина и сам Дон Жуан со своей знаменитой «арией с шампанским» – яркий, противоречивый и совершенно неотразимый) и фантазия на темы из «Кармен» Ж. Бизе, созданная участником ансамбля флейтистом Николаем Поповым.

Виртуозные и красочные возможности своих любимых инструментов во всей красе будут явлены во втором отделении концерта. Автор собственной «Кармен»-фантазии Николай Попов в сопровождении оркестра исполнит виртуозный парафраз Ф. Борна на темы из той же оперы. Концертную пьесу А. Понкьелли «Каприччио» представит слушателям гобоист Сергей Лысенко. Имя Понкьелли осталось вписанным в историю музыки благодаря единственной опере, которая, тем не менее, уже не один век остается одной из самых популярных опер XIX века: это «Джоконда» по драме Виктора Гюго «Анджело, тиран Падуанский», созданная в соавторстве с либреттистом Арриго Бойто (правда, под псевдонимом-анаграммой «Тобио Горрио»), ставшим особенно знаменитым благодаря сотрудничеству с Джузеппе Верди.

Валторна – поистине «голос человеческий» симфонического оркестра – продемонстрирует свои бесподобные «певческие» качества, взяв на себя роль лирического тенора из оперы Доницетти «Любовный напиток»: арию Неморино исполнит валторна в умелых руках Алексея Раева. Во всем своем многообразии предстанет самый низкий по звучанию инструмент среди пяти участников нашего ансамбля – фагот. Фаготист Андрей Рудометкин сыграет редко исполняемое и одно из очень немногих инструментальных сочинений Джузеппе Верди – эффектнейшее Каприччио для фагота с оркестром. Всеми любимые мелодии из «Травиаты» прозвучат в виртуозном изложении кларнета в концертной фантазии Л. Басси в исполнении Сергея Петрова (кларнет). Наконец, кульминацией вечера станет воссоединение на сцене всех участников ансамбля: духовой квинтет поставит феерический «восклицательный знак» великолепной «Цыганской песней» из «Кармен» Бизе.

На сцене Бетховенского зала выступит Духовой квинтет, а также Камерный оркестр Большого театра (дирижер – Михаил Меринг). Партия фортепиано – Наталья Киселева.

Наталия Абрютина