Альт в камерной музыке

15.12.2019

Первое отделение пройдет под знаком цифры «три»: будут исполнены три трио струнных инструментов – Моцарта, Шуберта и Дворжака.

Рукопись «Кегельштатт-трио» Моцарта датируется 5 августа 1786 г. В то время композитор жил в Вене, и среди его ближайших друзей была семья известного ученого-медика и ботаника Николауса Йозефа фон Жакена. Его дети Готфрид и Франциска были любителями музыки – и последней Моцарт давал уроки игры на фортепиано. Она стала «адресатом» посвящения трио с весьма оригинальным инструментальным составом: фортепиано, кларнет и альт. Кларнет в то время был еще совсем молодым инструментом, и три сочинения Моцарта, написанные для него, – Концерт, Квинтет и «Кегельштатт-трио» во многом способствовали его распространению и популяризации. Подобное сочетание инструментов Моцарт использовал в музыке впервые: лишь в XIX веке появились произведения для такого состава (авторства Шумана, Бруха, Райнеке).

Название «Кегельштатт» в переводе с немецкого означает место, где происходит игра в кегли. Незадолго до создания трио Моцарт сочинил целую дюжину валторновых дуэтов за игрой в кегли. О какой-либо связи трио с кеглями он никогда не говорил, но, по инициативе издателей, оно также было объявлено «кегельным». И под этим названием и появилось впоследствии в полном каталоге сочинений Моцарта. В первом исполнении в доме Жакенов приняли участие сам автор (в качестве альтиста) и Франциска фон Жакен, исполнившая партию фортепиано. На кларнете играл один из ведущих исполнителей того времени – Антон Штадлер. Для него Моцарт написал и остальные два своих кларнетовых сочинения – Квинтет и Концерт.

В 1788 г. трио издали – и с согласия Моцарта вышел в свет вариант для стандартного состава, включающего фортепиано, скрипка и альт. С тех пор оно часто исполняется самыми разными комбинациями инструментов.

Несмотря на то, что Шуберт, несомненно, «открыл» своей музыкой удивительную и многогранную эпоху романтизма, время его жизни практически совпадает с временем жизни титана классицизма – Людвига ван Бетховена: Шуберт ушел из жизни в 1828 г., Бетховен – на год раньше. Более того, в одно и то же время они оба жили в Вене, а одним из их общих учителей был Антонио Сальери. История искусства не линейна, и границы эпох не могут быть поняты буквально. Так или иначе, но в музыке Шуберта – при всей новизне его творческого мышления – очень многое связано с искусством венских классиков. Шубертовское трио D.471 – произведение, относящееся к раннему периоду его творчества, – на первый взгляд, легко принять за музыку классической эпохи. Оно не было закончено: в нем лишь две части – сонатное allegro и лирическая медленная часть. В первой части индивидуальный «облик» Шуберта узнаваем лишь по едва уловимым штрихам – внезапно промелькнувшим далеким гармониям или неожиданно протяженной и задушевной мелодической линии. Миниатюрная вторая часть при всей своей «неромантической» сдержанности и лаконичности уже абсолютно шубертовская. В ней уже брезжит тихим нездешним светом шубертовский мажор – почти неосязаемый, но теплый, как улыбка сквозь слезы, и серьезный, как взгляд ребенка.

Терцет для двух скрипок и альта знаменитый чешский композитор Антонин Дворжак написал в 1887 г. В доме родственницы Дворжака, где он жил тогда, снимал комнату и химик Йозеф Криус, который брал уроки игры на скрипке у артиста оркестра Национального театра Яна Пеликана. Дворжак, услышав их совместную игру, предложил написать для них терцет, намереваясь лично исполнять партию альта. (Будучи по своей первой специальности альтистом, он иногда музицировал вместе с ними.) Однако несколько переоценил возможности Йозефа Криуса: для музыканта-любителя скрипичная партия оказалась слишком сложной. В итоге Дворжаку «пришлось» написать для того же состава еще одно, более доступное в техническом отношении сочинение – «Миниатюры». Композитор не скрывал, что они предназначены для любительского музицирования, нисколько этого не стыдился и писал издателю Зимроку, что работа приносит ему не меньшее удовольствие, чем если бы он писал симфонию. «Миниатюры» он с радостью исполнил в ансамбле со своими друзьями. А первыми исполнителями Терцета стали скрипач К. Ондржичек и музыканты-любители – юрист Ян Бухал и медик Ярослав Щастны.

Струнный квартет – единственное произведение Клода Дебюсси в этом жанре. «Вдохновителями» стали Эрнест Шоссон и Эжен Изаи, выдающиеся скрипачи, под впечатлением от искусства которых Дебюсси создал многие свои камерные сочинения. Квартет состоит из четырех частей. В первой - Animé et très décidé («оживленно и очень решительно») – излагается основная тема, которая становится «мотто» всего квартета и в разных частях предстает перед слушателям в самых разных образах. Это артистическое «перевоплощение» темы отбирает «пальму первенства» у традиционных методов развития. Вторая часть – стремительное скерцо. В нем тема приобретает то характер испанского танца-песни, то явно «морское» звучание, то оттенок яванского гамелана – традиционного индонезийского музыкального стиля, которым Дебюсси увлекся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Сквозная тема на время отдаляется в третьей, медленной части. Она противопоставляется контрастной, яркой, броской музыке предшествующих частей своим «матовым», подчеркнуто камерным, утонченным характером. Венчает квартет красочный, брызжущий энергией финал, в котором, отдавая дань традиции, Дебюсси, среди прочего, преобразует тему полифонически. В конце концов, она приобретает победное, торжественное звучание, «закругляя» цикл мощными, уверенными аккордами.

В концерте примут участие Любовь Токарева (альт), Инна Ли, Валерия Арзуманова, Владимир Скляревский, Екатерина Бутакова (скрипка), Дмитрий Лиманцев (кларнет), Екатерина Веселая и Борис Лифановский (виолончель).
Ведущая – Ирина Башкирева.

Наталия Абрютина