Концерт откроет одно из самых необычных сочинений В. А. Моцарта – а необычно оно, прежде всего, благодаря своему инструментальному составу. Это квинтет с участием редкого инструмента – стеклянной гармоники, состоящей из увлажненных стеклянных полусфер различного размера, которые нанизаны на горизонтальную вращающуюся металлическую ось. Прикосновение пальцев исполнителя к влажным краям чашечек-полусфер создает нежный, будто неземной звук. Эта конструкция была изобретена в середине XVIII века никем иным, как американским политическим деятелем Бенджамином Франклином. Но еще в начале XVII столетия в Европе был известен инструмент-«предтеча», представлявший собой ряд наполненных разным количеством воды стеклянных стаканчиков. К началу XX века стеклянная гармоника стала настоящим раритетом. Интерес к ней возродился совсем недавно, что мы, безусловно, очень приветствуем. Каждое «появление» стеклянной гармоники в музыкальном произведении создает впечатление необычайной таинственности. Ее сказочный колорит внес свою неповторимую «ноту» в оперу «Демон» А. Рубинштейна и оперу «Руслан и Людмила» М. Глинки. А для американского композитора Джорджа Крама (р. В 1929 г.), славящегося своими неординарными музыкальными экспериментами, стеклянная гармоника стала воплощением «голоса Бога».
Стеклянная гармоника поразила В. А. Моцарта, когда в Вене он побывал – это был последний год его жизни – на концерте Марии Антонии Кирхгесснер. В возрасте четырех лет она перенесла тяжелое заболевание – черную оспу, но выжила, однако полностью ослепла. Тем не менее два года спустя, проявив поистине феноменальные музыкальные способности, она начала заниматься игрой на клавире. А через несколько лет стала брать уроки игры на стеклянной гармонике – у капельмейстера Йозефа Шмиттбауэра в Карлсруэ. И десять лет спустя отправилась в свой первый тур по Европе. До самой своей смерти, последовавшей в 1808 г., она давала концерты, побывав почти во всех европейских странах и выступив перед прусским королем Фридрихом Вильгельмом II в Берлине и Иоганном Гете в Карлсбаде. Произведения для стеклянной гармоники писали и посвящали Кирхгесснер многие именитые композиторы, в том числе М. Клемени, И. Ф. Фаш, А. Хоффмайстер. Не остался в стороне и Моцарт. Его Адажио и Рондо, K. 617 (дата написания – 23 мая 1791 г) было впервые опубликовано уже после смерти композитора, в 1799 г., а рукопись – ныне хранящаяся в Британской библиотеке – была приобретена в 1930 г. на аукционе в Берлине знаменитым австрийским писателем Стефаном Цвейгом.
Квартет для гобоя и струнных фа мажор – еще одно сочинение Моцарта, вдохновленное искусством выдающегося исполнителя. В начале 1781 г. композитор был приглашен в Мюнхен, где вскоре должна была состояться премьера написанной им по заказу курфюрста Баварии Карла Филиппа Теодора опера «Идоменей». Там Моцарт подружился с Фридрихом Раммом, гобоистом-виртуозом, солистом оркестра курфюрста. Для него была написана Концертная симфония ми-бемоль мажор, а затем и Квартет, призванный продемонстрировать не только блестящее владение инструментом, но и новые выразительные и технические возможности усовершенствованного гобоя. Для Рамма также была написана и великолепная партия гобоя в партитуре «Идоменея».
В первом отделении нашего концерта прозвучит одно из «лондонских» трио «папаши Гайдна»: полагают, что это «хулиганское» прозвище дал ему все «тот же» – известный шутник – Вольфганг Амадей Моцарт. В 1790 г. оставив службу капельмейстера при дворе князя Эстерхази, которой он отдал более тридцати лет, Йозеф Гайдн решился исполнить свою давнюю мечту – повидать мир. Удачным поводом для этого стало предложение английского скрипача и антрепренера Джона Саломона совершить гастрольную поездку по Англии. Несмотря на опасения близких, шестидесятилетний композитор с огромным удовольствием пустился в дальнюю дорогу, благополучно перенес плавание и, несмотря на свое полное незнание английского языка, провел в Англии полтора года, встретив там самую благодарную публику и познав грандиозный успех. Симфонии, написанные по английскому контракту (согласно современной нумерации с 93-й по 98-ю), получили название «Лондонские». К этому же времени относятся созданные им семь трио для разных комбинаций струнных и духовых инструментов. В нашем концерте прозвучит Трио до мажор для двух флейт и виолончели – сочинение, пронизанное теплым светом добра, сочетающее в себе детскую непосредственность и простодушие и свойственную зрелому композитору мудрость.
Ян Вацлав Каливода (1801–1866) – один из первых выпускников Пражской консерватории, придворного композитора князей Фюрстенбергов и автора более чем четырехсот пятидесяти сочинений. Каливода не только сочинял музыку, но и руководил оперным театром и вообще обеспечивал княжескому двору насыщенную музыкальную жизнь. Среди музыкантов, которых он приглашал выступить при дворе, были Роберт и Клара Шуманы и Ференц Лист. Концертино Каливоды сочетает в себе совершенство «выделки», доступное лишь большому мастеру, запоминающийся, естественный мелодизм и едва уловимый славянский колорит, который композитор сумел сохранить в своей музыке, несмотря на всю свою блестящую европейскую «светскость».
Музыка Равеля завершит концерт. Интродукция и аллегро для арфы, флейты и струнного квартета – образец раннего периода творчества композитора. Он близок его неоклассическим сочинениям – фортепианной Сонатине и струнному квартету. С особым блеском выполнена партия арфы: здесь она становится негласным «лидером» этого полнозвучного ансамбля. Ей отданы и сольные эпизоды, и красочные переливы сопровождения, и великолепная каденция, открывающая, словно роскошный занавес, репризу.
В концерте примут участие Екатерина Гофман, Станислав Ярошевский (флейта), Софья Беляева (гобой), Сергей Петров (кларнет), Теймур Усубов (скрипка), Гульнур Кунакбаева (скрипка), Евгения Попова (альт), Борис Лифановский (виолончель), Мария Крушевская (арфа), Анна Гришина (челеста, клавесин).
Ведущая – Ирина Башкирева.
Наталия Абрютина