Романтика для струнных

23.02.2020

Для Иоганнеса Брамса жанр струнного квартета много значил: известно, что прежде чем опубликовать два квартета op. 51, – они появились, когда композитору было уже около сорока лет, – он уничтожил более двадцати написанных до того, посчитав их недостойными исполнения, издания и внимания слушателей. Квартеты op. 51 были завершены летом 1873 г., однако работа над ними шла не один год. Еще в 1865 г. композитор работал над первым из них, о чем писал в письме другу, скрипачу и композитору Йозефу Иоахиму. С которым в известной степени связан и ля-минорный квартет (№ 2): основная его тема построена на «монограмме» девиза Иоахима, волею судьбы ставшей одним из символов романтической эпохи. Это фраза «Frei aber einsam» – «Свободен, но одинок» – начальные буквы которой, F-A-E, соответствуют нотам фа, ля и ми. За два десятилетия до появления этого квартета по инициативе Роберта Шумана в подарок Иоахиму была написана «коллективная» соната на этот же мотив. В ее сочинении приняли участие сам Шуман и совсем молодые тогда композиторы И. Брамс и Д. Дитрих. Монограмма оказалась близка и Брамсу, музыканту глубоко трагического мироощущения, и использовалась им до ля-минорного квартета и в других сочинениях (Скрипичном скерцо, Первой виолончельной сонате и Фортепианном квартете op. 26). Кроме того, обращение Брамса к ней напоминает и о Шумане, дружба с которым осветила всю его жизнь.

Первая часть квартета – в жанре элегии – написана в развернутой и детализированной сонатной форме. Основой ее развития становятся начальные звуки главной темы, представляющие собой упомянутую «монограмму» F-A-Е. В сонатном Allegro романтическая трагическая напряженность, свойственная Брамсу, соединяется с барочной образностью: основополагающий принцип развития тем напоминает барочное развертывание, фактура чрезвычайно богата полифонически и вместе с тем несет на себе отпечаток хоральности.

Квартет однотонален – все его части написаны в ля миноре или одноименном мажоре (что также, возможно, представляет собой некую отсылку к эпохе барокко и жанрам барочной сюиты или партиты). Во второй части – Andante ля мажор – мягкая и плавная, напоминающая романс, тема чередуется с эпизодом в параллельном миноре, в котором в своего рода «диалог» вступают две своеобразные микротемы, связанные с миром прошлого, столь важным для консервативного, замкнутого композитора-интроверта. Первая из них, отмеченная forte и marcato, – архаичная каноническая имитация скрипки и виолончели. Вторая – светлая и мечтательная скрипичная декламация, близкая по настроению к основному разделу Andante. Тихая, звучащая как бы «вполголоса» кода построена на вопросительных, робких интонациях, с неразрешенными аккордами и «повисшими в воздухе» паузами. В последнем проведении тема монограммы звучит издалека, в самом высоком регистре, предваряя собой цепь печально-«собранных» хоральных аккордов.

Небольшая третья часть – Quasi menuetto – представляется далеким видением из прошлого. Трехтактовые мотивы, составляющие тему и напоминающие о средневековой рыцарской романтике, окутаны дымкой гудящей бурдонной квинты в басу, сквозь которую иногда неожиданно проступает мягкий, ностальгический мотив, основанный на классицистском группетто. Контраст этой «старинной песенке» составляет стремительное трио в жанре perpetuum mobile.

Финал квартета, Allegro non assai, близок венгерским вербункошу и чардашу, не раз нашедшими отражение в музыке Брамса, – например, в его Венгерских танцах и в финале Фортепианного квартета соль минор. Главная тема звучит невероятно ярко и непредсказуемо, построенная так же, как и основная тема Quasi menuetto, на нерегулярных трехтактовых мотивах, а особую романтическую «нестабильность» придает ей постоянное мажоро-минорное мерцание. Вторая тема также напоминает танец, но теперь это мягкий, задумчивый вальс, основанный на интонации главной темы Первой части – монограммы. В коде всего сочинения причудливо сочетаются отзвуки всех частей цикла, в конце концов находящие успокоение в тихом, возвышенном хорале.

Фортепианный квартет до минор французского композитора Габриэля Форе, завершенный в 1879 г., относится к плодотворному, полному творческих и личных событий десятилетию в жизни композитора. По протекции своего учителя Камиля Сен-Санса, с которым его всегда связывали самые теплые отношения, он вошел в Национальное музыкальное общество, где состоялось знакомство с Сезаром Франком, Венсаном д’Энди, Эдуаром Лало, Жоржем Бизе, Анри Дюпарком и многими другими значительнейшими фигурами французского музыкального искусства. В Обществе Форе впервые услышал многие свои сочинения в достойном исполнении. Сен-Санс ввел композитора не только в музыкальное, но и светское общество Парижа, в котором особую нишу занимал салон знаменитой певицы Полины Виардо. Там он познакомился с выдающимися литераторами – Флобером, Ренаном, Тургеневым, Жорж Санд. Но, главное, полюбил одну из дочерей Виардо – Марианну. Более пяти лет Форе настойчиво ухаживал за ней, и в 1877 г. состоялась их помолвка. Однако спустя четыре месяца она была разорвана по инициативе Марианны, признавшейся, что настойчивое внимание Форе у нее вызывало скорее страх, чем ответную симпатию… Около двух лет композитор не мог оправиться после разрыва с невестой. Работа над квартетом была начата за год до помолвки – возможно, в самый тяжелый период этих изнурительных отношений. Сочинение имеет традиционную четырехчастную структуру – Форе, усвоивший академизм школы Сен-Санса, был склонен к четким и ясным композициям.

Несмотря на «бетховенскую» тональность – драматический до минор – и сонатное Allegro на месте первой части, музыку квартета нельзя назвать по-бетховенски драматичной. Взволнованность и трепет придает теме главной партии ее структура, построенная на пунктирном ритме, «беспокойная» фортепианная фактура и постоянное внедрение в тему мягких, словно обволакивающих, но тревожных хроматизмов. Эта тема задает тон всей части. Ее «бесконечная мелодия» простирается на весь «массив» сонатной формы и тянется призрачной нитью от первой ноты до последнего своего проведения в конце в «одноименном» мажоре.

За сонатным Allegro следует легкое, как сам воздух, скерцо. Одноголосную тему фортепиано, напоминающую фантастическую жигу, – танец лесных эльфов под предводительством самого Пека – сопровождают невесомые аккорды струнных pizzicato. Во втором предложении тема излагается в двух голосах, которые словно догоняют друг друга, а затем переходит к струнным. В среднем разделе скерцо возникает певучая лирическая тема, в которой, однако, все равно остается оттенок призрачности – в первую очередь, благодаря особой «воздушности» фортепианной партии.

Третья часть, Adagio, – один из настоящих шедевров Форе. В ней наконец находят выражение сокровенные переживания автора. Тем не менее, они остаются благородно-сдержанными, нигде не переходя грань чрезмерности. Основная тема – печально-торжественная, в сопровождении хоральных аккордов – могла бы найти себе место в духовном сочинении. Неслучайно в тот же период уже шла работа над Реквиемом – одним из лучших сочинений Форе.

Финальная часть была полностью переписана Форе спустя три года после премьеры, а автограф первого варианта был уничтожен – остается лишь догадываться, каким он был первоначально. Так или иначе, он драматичен в той же степени, что и первая часть. Несмотря на свои бурные «переливы» и настроение крайней взволнованности, он оказывается полностью охвачен лирическим настроением. Основная тема перекликается с главной темой первой части «острым» пунктирным абрисом. Вторая тема, благородно звучащая в «параллельном» ми-бемоль мажоре, вновь появляется в праздничной коде, венчая весь квартет сверкающим до мажором.

В концерте примут участие Игорь Цинман, Федор Безносиков, Олег Гусев (скрипка), Дмитрий Усов (альт), Арсений Безносиков (виолончель), Александр Широков (фортепиано).

Наталия Абрютина