Программа анонсируемого вечера камерной музыки составлена весьма оригинально: вряд ли можно представить себе более непохожих друг на друга художников, чем Франц Шуберт и Дмитрий Шостакович. Тем не менее этот удивительный контраст особенно ярко высвечивает самое главное и сокровенное в музыкальном мире каждого из них. Так или иначе, два монументальных квинтета, каждый из которых занимает по целому отделению концерта, – струнный Шуберта и фортепианный Шостаковича – принадлежат к числу наиболее значительных произведений во всей камерной музыке.
Струнный квинтет Шуберта до мажор был написан в последний год жизни композитора – 1828-й. Наряду с Большой до-мажорной симфонией и последними фортепианными сонатами он представляет собой замечательный пример позднего стиля Шуберта и составляет кульминацию всей его инструментальной музыки. Это грандиозное полотно, к которому более, чем к каким-либо иным произведениям, применима чудесная метафора Ганса фон Бюлова «божественные длинноты», было написано Шубертом всего за несколько месяцев до его смерти, а опубликовано спустя целых двадцать пять лет.
Струнный квинтет сочетает в себе мощь симфонического развития и лучшие качества камерной музыки: тонкость, интимность, проникновенность. Как бы останавливая время мистическим образом, Шуберт доводит квинтет до величайших высот философского обобщения, создавая не просто музыку, а подлинный «храм красоты», несоизмеримой с какими бы то ни было представлениями человека о прекрасном.
Четырехчастный цикл открывается исполинским Allegro, пронизанным захватывающей стихией движения – несомненно, движения музыкального, но в не меньшей мере движения мысли, души. За ним следует Adagio – неземное, бесплотное, почти прозрачное – а в среднем разделе неожиданно возникает музыка огромного драматического накала и страсти. Затем – безудержное в своей мощи и энергии скерцо, звучащее совсем по-бетховенски и даже по-брамсовски. Финал своим добродушным танцевальным ритмом порой напоминает об образах симфоний Гайдна, но и в нем возникают, подобно волшебным порталам, неожиданные островки тишины отстраненности.
Второе отделение посвящено одному из глубочайших произведений в жанре фортепианного квинтета и, возможно, важнейшему среди квинтетов ХХ века – соль-минорному Квинтету Дмитрия Шостаковича. Он был написан по предложению участников Квартета им. Бетховена. В 1941 г. за этот квинтет композитор был удостоен Сталинской премии, оказавшись наряду с Мясковским и Шапориным в числе первых ее лауреатов и получив ошеломляющую по тем временам сумму – сто тысяч рублей. Все деньги он решил раздать нуждающимся родным и знакомым. Получив тридцать седьмое письмо с просьбой о поддержке, Дмитрий Дмитриевич пришел на занятия со студентами удрученный и сообщил: «Деньги кончились». От премии осталась только золотая медаль с изображением Сталина, которую в эпоху Хрущева, после переименования премии в Государственную, Шостакович был вынужден поменять на другую, позолоченную.
Состоящая из пяти контрастных частей, масштабная композиция Квинтета впечатляет своей целостностью. Каждая часть представляет собой отсылку к одной из эпох прошлого. Так, первые две части являются своеобразным барочным малым полифоническим циклом (Прелюдия и Фуга), медленная, четвертая часть (Интермеццо) вызывает ассоциации с барочной арией, а третья и пятая части (Скерцо и Финал) напоминают яркие образы, созданные венскими классиками. При этом модальность и тип мелодической линии роднят произведение с русской классикой. Это своего рода камерная симфония, и она продолжает линию русских фортепианных квинтетов – от Танеева до выдающихся художников ХХ века.
В концерте принимают участие Игорь Цинман, Федор Безносиков (скрипка), Дмитрий Усов (альт), Петр Кондрашин, Арсений Безносиков (виолончель) и Алтынай Кулибаева (фортепиано). Ведущая – Ирина