Кларнет на первых ролях

03.10.2020

Рукопись «Кегельштадт-трио» Моцарта датируется 5 августа 1786 г. В то время композитор жил в Вене, и среди его ближайших друзей была семья известного ученого-медика и ботаника Николауса Йозефа фон Жакена. Его дети Готфрид и Франциска были любителями музыки – и последней Моцарт давал уроки игры на фортепиано. Она стала адресатом посвящения трио с весьма оригинальным инструментальным составом: фортепиано, кларнет и альт. Кларнет в то время был еще совсем молодым инструментом, и три сочинения Моцарта, написанные для него, – Концерт, Квинтет и «Кегельштадт-трио» во многом способствовали его распространению и популяризации. Подобное сочетание инструментов Моцарт использовал впервые: лишь в XIX веке появились произведения для такого состава (авторства Шумана, Бруха, Райнеке).

«Кегельштадт» в переводе с немецкого означает место, где происходит игра в кегли. Незадолго до написания трио Моцарт сочинил целую дюжину валторновых дуэтов за игрой в кегли. О какой-либо связи трио с кеглями он никогда не говорил, но, по инициативе издателей, оно также было объявлено «кегельным». И под этим названием и появилось впоследствии в полном каталоге сочинений Моцарта. В первом исполнении в доме Жакенов приняли участие сам автор (в качестве альтиста) и Франциска фон Жакен, исполнившая партию фортепиано. На кларнете играл один из ведущих исполнителей того времени – Антон Штадлер. Который вдохновил Моцарта на создание и двух других сочинений для кларнета: Квинтета и Концерта.

В 1788 г. трио издали – и с согласия Моцарта вышел в свет вариант для стандартного состава, включающего фортепиано, скрипку и альт. С тех пор оно часто исполняется самыми разными комбинациями инструментов.

Трио-миниатюры Павла Юона – для российской сцены скорее раритет. Имя этого композитора, исполнителя, блестящего ученого, педагога, брата живописца Константина Юона и представителя «русской зарубежной культуры» XX столетия до сих пор остается в России малоизвестным, зато в Европе и США его творческое наследие пережило настоящий ренессанс на рубеже XX-XXI веков. В 1998 г. в Цюрихе было создано Международное юоновское общество, пропагандирующее сочинения автора и его современников.

Юон получил образование у легендарных педагогов Московской консерватории: скрипача Ивана Гржимали и композиторов Сергея Танеева и Антона Аренского, а затем совершенствовался как композитор в Берлине. В 1906 г. он заменил знаменитого скрипача и композитора Йозефа Иоахима в должности профессора одного из престижнейших учебных заведений Европы – Берлинской высшей школы музыки. Там он преподавал вплоть до 1934 г., пока не эмигрировал из нацистской Германии в Швейцарию.

«Трио-миниатюры» – сочинение, созданное в 1901 г. и существующее в двух инструментальных редакциях: для «стандартного» фортепианного трио (фортепиано и струнные) и для фортепиано, виолончели и кларнета. Цикл состоит из четырех пьес. Первая из них, «Грезы», имеет мечтательный, ностальгический характер, отчасти напоминая своим настроением знаменитый «Вокализ» Рахманинова. За ней следует причудливая «Юмореска», сочетающая черты русского танца и фантастические образы европейского фольклора. Третья пьеса, «Элегия», носит задушевный печальный характер. Завершает цикл «Фантастический танец» – молниеносно проносящаяся перед слушателями миниатюра, построенная на теме сентиментального и «уютного» вальса, то медленного, то быстрого, ускользающего, как воспоминание.

Нередко мастерство замечательного исполнителя заставляет композитора обратить внимание на прежде не слишком привлекавший его музыкальный инструмент. И начинается творческое сотрудничество, которое затем продолжается долгие годы: появляются все новые прекрасные сочинения, и благодаря им бессмертным становится и имя вдохновителя-исполнителя. Австрийского виртуоза Антона Штадлера, благодаря которому появился кларнетовый концерт Моцарта, мы уже упоминали. Гениальным камерным сочинениям И. Брамса мы обязаны его дружбе с кларнетистом Рихардом Мюльфельдом. И для Карла Марии фон Вебера кларнет стал особым инструментом после знакомства с блестящим кларнетистом Генрихом Йозефом Берманом.


Шесть сочинений для кларнета были написаны Вебером в первой половине 1810-х гг. Это время биографы композитора называют «годами путешествий»: вынужденный из-за долгов покинуть Штутгарт, он побывал во множестве немецких городов и в 1811 г. оказался в Мюнхене. Этот город был в то время одним из главных центров европейской музыкальной культуры. Огромной популярностью пользовался и оперный театр (Вебер сумел поставить там одну из своих опер), и оркестр баварской придворной капеллы, унаследовавший традиции легендарного Мангеймского оркестра. Встреча Вебера с Генрихом Берманом, снискавшим славу не только блестящего оркестранта, но и солиста, положила начало многолетней дружбе и одному из плодотворнейших союзов композитора и исполнителя в истории музыки.

Сочинения для кларнета Вебера можно разделить на две группы: крупные произведения в сопровождении оркестра (два концерта и одночастное Концертино) и камерные (Вариации с фортепиано, Большой концертный дуэт с фортепиано и Квинтет со струнными). В нашей программе будет исполнен квинтет. «Образцом» для него стал, очевидно, квинтет Моцарта, написанный для такого же состава. Четырехчастный цикл объединяет в себе классическую целостность, яркость и многообразие, присущие лучшим произведениям романтической эпохи. Его структура также отсылает к классическим сонатно-симфоническим циклам: за эффектным, полным контрастов сонатным Allegro следует медленная Fantasia, своей «вокальностью» напоминающая о Вебере как об оперном композитор. Затем звучит энергичное и непредсказуемое Capriccio, в трио которого появляется тема в характере галантного менуэта. Завершается квинтет традиционным для классиков рондо, в котором кларнету удается продемонстрировать весь роскошный спектр своих виртуозных и выразительных возможностей.

Увертюра на еврейские темы Сергея Прокофьева увенчает наш вечер. Написана она была в период длительных гастролей композитора в США, в 1919 г. Создать произведение на основе подлинных еврейских тем Прокофьева попросили участники ансамбля «Зимро», который тоже в то время оказался в Америке на гастролях. С виолончелистом этого ансамбля, Иосифом Чернявским, Прокофьев был уже знаком. После постановки оперы «Любовь к трем апельсинам» Прокофьев располагал свободным временем и с удовольствием откликнулся на это необычное предложение. Тем не менее много времени сочинение не отняло: по собственному признанию, Прокофьев написал Увертюру за полтора дня, а на инструментовку ушла неделя! Сам он относился к ней, можно сказать, несерьезно, а вот у публики Увертюра сразу же завоевала огромную любовь. Еще через пятнадцать лет, в 1934 г., Прокофьев создал редакцию для оркестра op.34b.
Увертюра строится на двух контрастных запоминающихся темах: энергичной танцевальной (она играет роль главной темы) и девичьей свадебной (побочной). Яркость, необычность музыкального материала, мастерская инструментовка, действительно напоминающая звучание еврейского ансамбля, кристаллическая ясность структуры – все это, без всякого сомнения, определило самую счастливую судьбу этого замечательного сочинения.

В концерте принимают участие Сергей Петров (кларнет), Алексей Колбин, Александр Майборода (скрипка), Михаил Ковальков (альт), Арсений Безносиков (виолончель), Александр Шайкин (фортепиано).
Концерт ведет Ирина Башкирева.

Наталия Абрютина