Артисты Молодежной оперной программы Большого театра приглашают слушателей погрузиться вместе с ними в исключительно прекрасный мир итальянской оперы. Это мир возвышенных героев, вулканических страстей и завораживающих мелодий, которые даже мужчин заставляют смахивать скупые слезы.
Стиль belcanto – в дословном переводе с итальянского «прекрасное пение» – был характерен для итальянского вокального искусства середины XVII – первой половины XIX века. Возникновение его было связано с формированием гомофонного строя в вокальной музыке и с активным развитием оперного жанра. Этот стиль требует от певца совершенной техники владения голосом: бархатной кантилены (то есть певучести), насыщенного и многообразного тембра, безукоризненных колоратур и филировки. Такие высочайшие требования обуславливали особую систему подготовки певцов. Многие композиторы – такие, как, например, А. Скарлатти и Дж. Перголези, – были одновременно и педагогами, а потому в совершенстве представляли себе все нюансы «прекрасного пения». Обучение велось с детства, а мальчики, у которых обнаруживался выдающийся голос, подвергались кастрации в надежде сохранить его природную красоту после возрастной мутации. В случае удачи (а неудач, к несчастью, было не меньше) появлялись певцы-кастраты, обладавшие феноменальными голосами и техникой: в их пении соединялась красота и подвижность женского сопрано и сила и выносливость мужского голоса.
Оперное пение, достигшее небывалых технических высот, стало фактически «ареной», на которой соревновались в технической виртуозности корифеи сцены. Часто художественное целое терялось, погребенное под бесчисленными колоратурами, трелями и мелизмами. Плеяде гениальных композиторов, творивших в первой половине XIX столетия, – Г. Доницетти, В. Беллини и Дж. Россини – удалось, сохранив неповторимый блеск белканто, создать при этом огромный корпус замечательных опер, соединяющих в себе театральную броскость, виртуозность, увлекательный сюжет и главное – великолепную музыку.
Откроют концерт фрагменты из опер Джоаккино Россини. Как и Верди впоследствии, Россини в качестве материала для создания оперы привлекла трагедия Шекспира «Отелло». Эта опера – ровесница знаменитого «Севильского цирюльника». Премьера прошла в 1816 г. в Неаполе, партию Дездемоны исполнила испанская примадонна Изабелла Кольбран, которая спустя шесть лет стала женой композитора.
Обстоятельства заставили Россини изменить многое в сюжете его «Золушки»: из-за того, что театр, в котором должна была состояться премьера, был оснащен достаточно скромно, из знаменитой сказки пришлось изъять все сказочное и фантастическое. Там нет ни хрустальной туфельки, ни тыквы, превращающейся в карету, ни доброй феи-крестной. А вместо злой мачехи Россини дает Золушке самодовольного и жадного отчима. Вместо сказочных эффектов появляется много юмористического и даже сатирического. Россини работал невероятно быстро, и опера была поставлена уже через месяц после того, как он написал первую ее ноту! Неудивительно, что она стала одним из самых популярных сочинений композитора.
В отличие от «Золушки» опера «Сигизмунд» – самый настоящий раритет. К сожалению, при жизни Россини она не имела успеха и была забыта сразу после премьеры. Между тем, на нее стоит обратить внимание, хотя бы благодаря своему романтическому и запутанному сюжету, к тому же «подозрительно» похожему на «Зимнюю сказку» Шекспира.
Продолжит программу музыка Винченцо Беллини – композитору, которому бельканто обязано своим символом, вершинным достижением – каватиной Нормы из одноименной оперы. Артисты Молодежной программы исполнят фрагменты из оперы «Сомнамбула» (о чистой и целомудренной девушке, страдавшей сомнамбулизмом, что чуть было не привело к трагедии) и – вновь вспомним Шекспира! – «Капулетти и Монтекки». Партия Ромео (ария прозвучит в нашем концерте) поручена меццо-сопрано, что призвано благодаря сходству тембров подчеркнуть единение юных влюбленных.
Солидную часть оперного наследия Гаэтано Доницетти (свыше семидесяти опер) составляет традиционный для итальянской сцены жанр комической оперы. Первое отделение завершат три фрагмента из оперы с комическими диалогами «Дочь полка», повествующей о злоключениях молодой пары, – «дочери полка» Марии, в младенческом возрасте найденной гренадерами на поле битвы, и молодого тирольца Тонио, которые, несмотря на козни судьбы, в результате обрели свое счастье. Еще одна влюбленная пара – Норина и Эрнесто из оперы «Дон Паскуале» – с не меньшим изяществом преодолевает все препятствия и получает долгожданное благословение на брак от дона Паскуале, взбалмошного дяди Эрнесто. Все заканчивается благополучно и для крестьянина Неморино, влюбленного в богатую девушку Адину, – и даже его знаменитый жалобный романс, ставший жемчужиной тенорового репертуара, настолько прекрасен, что не вызывает сомнений в счастливой развязке истории.
Во втором отделении прозвучит музыка Джузеппе Верди – великого оперного реформатора, в творчестве которого «чистый» стиль бельканто уже отошел на второй план. Прозвучат арии из опер – «Сила судьбы» (это единственная из опер Верди, написанная по заказу российского театра – Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге), «Симон Бокканегра» (из жизни Генуи XIV века) и «Сицилийская вечерня» (на основе реальных событий народного восстания на Сицилии в 1282 г.).
Завершат программу фрагменты из опер Джакомо Пуччини. Их причисляют к интереснейшему художественному течению конца XIX века – веризму, который в музыке был представлен, помимо Пуччини, операми П. Масканьи и Р. Леонкавалло. Драматургия веристских опер строится на острейших коллизиях и напряженных конфликтах, а действие нередко происходит в обыденной, даже прозаической обстановке, что позволяет зрителям поставить себя на месте героев. Так, крестьянин Эдгар в одноименной опере, сам того не желая, становится участником любовного треугольника, разрываясь между нежной, целомудренной Фиделией и неистовой цыганкой Тиграной. Бедная цветочница Мими («Богема») сгорает от чахотки, так и не успев насладиться счастьем со своим возлюбленным. И ужаснее всех судьба мадам Баттерфляй, у которой не злые мистические силы, но бессердечные люди отняли все, что у нее было, лишив ее жизнь всяческого смысла.
В концерте участвуют Эльмира Караханова, Елизавета Нарсия, Мария Мотолыгина (сопрано), Ульяна Бирюкова, Мария Баракова (меццо-сопрано), Алексей Курсанов, Давид Посулихин (тенор), Дмитрий Чеблыков, Рауф Тимергазин (баритон), Алексей Кулагин (бас).
Партия фортепиано – Михаил Коршунов, Вера Григорьева, Сергей Константинов.
Педагог-репетитор – Хибла Герзмава.
Ведущая концерта – Ирина Башкирева.
Наталия Абрютина